Рецензия на книгу
А.С.Грин Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Золотая цепь. Рассказы
Александр Грин
Аноним28 октября 2015 г.Золотая цепь
Сказка. Красивая добрая сказка с печальным концом. О верности, о преданности, о дружбе. Об алчности, о предательстве, о равнодушии.
У Ганувера, некогда нищего оборванца сбылась мечта – на него просто свалилось колоссальное, неслыханное богатство. Построен грандиозный, немыслимо роскошный дворец, с потайными ходами, фантастическими лифтами, закрученными переходами, с тайнами и тайниками. Прекрасная Дигэ Альвавиз готова стать его женой. Но будет ли он счастлив? Сказка отвечает определенно – нет.
Конечно, в этой истории есть определенная доля схематичности. Почему к богатству всегда липнет какая-то дрянь? Почему невозможно счастье разбогатевшего Ганувера с любящей рыбацкой дочерью Молли? Вопросы конечно риторические, потому что ответы – в традициях русской литературы. Не может быть счастлив богач. Не войти ему в царствие небесное.
Но даже понимая это, нельзя не согласиться – сказка очень хороша. Герои хороши, юный Санди, ехидный Эстамп, надежный Дюрок. И язык. Своеобразный, слегка угловатый, типично Гриновское построение предложений, с налетом какой-то необычности. С самой первой страницы:
…при свете скраденной у шкипера Гро свечи, я занимался рассматриванием переплета книги, страницы которой были выдраны неким практичным чтецом, а переплет я нашел…
Если я мальчик, как назвала меня однажды бойкая девушка с корзиной дынь, -- она сказала: "Ну-ка, посторонись, мальчик", -- то почему я думаю о всем большом: книгах, например, и о должности капитана, семье, ребятишках, о том, как надо басом говорить: "Эй вы, мясо акулы!" Если же я мужчина, -- что более всех других заставил меня думать оборвыш лет семи, сказавший, становясь на носки: "Дай-ка прикурить, дядя!" -- то почему у меня нет усов и женщины всегда становятся ко мне спиной, словно я не человек, а столб?
Я подумал, что у него сделались в глазах темные круги от слепого блеска белой гальки…Возможно, это не по правилам грамматики русского языка. Но это по правилам Грина.
Рассказы
В рассказах Грина всегда присутствует некая недоговоренность, они никогда не исчерпываются собственно историей. О них можно думать, их можно мысленно развивать, с автором можно не соглашаться, главное - они не отпускают.
Черный алмаз. История мести. Недавно читала рассказ Фицджеральда со схожей идеей, муж, горя желанием отомстить еще и еще убийце своей жены, осужденному к пожизненному заключению, делал все, чтобы отравить тому остаток жизни, отправлял ему книги о том, как прекрасна жизнь на воле, даже читал ему вслух. И после смерти убийцы понял, что жизнь кончилась и смысла в ней не осталось. У Грина все по-другому. Мстительный обманутый вдовец-скрипач добился возможности сыграть перед бывшим любовником жены, каторжником. А финал совсем не банально пошлый, как у Фицджеральда, финал неожиданный и прекрасный.
Чем-то схожи Вокруг света и Новогодний праздник отца и маленькой дочери. Печальны по сути, но бесконечно оптимистичны, не давая опускать руки даже в самой безнадежной и все ломающей ситуации. Потому что есть любовь, любовь жены, любовь дочери, ради которых надо держаться.
Корабли в Лиссе, один из моих любимых Гриновских рассказов, и вечный вопрос – что такое счастье? Как жить, если есть все, и удача, и везение, и уважение жителей городка, и любовь самой прекрасной девушки на свете - и только времени осталось совсем мало…
Борьба со смертью, Вперед и назад, Слепой Дей Канет – совсем по-разному, с разных позиций, в разных ситуациях решается вопрос о том, стоит ли сдаваться, даже если врач отмеряет не дни – часы жизни, даже если бросили все друзья, даже если мир для тебя черен и невидим
Словоохотливый домовой – чудесный рассказ о любви, грустный и трогательный. Его даже невозможно пересказать, но после него хочется остановиться и подумать
Приказ по армии – очень простой и очень человечный рассказ. О том, как маленькая девочка на час прекратила Первую Мировую войну. Пусть только в одном месте и всего на час, но и то - событие
Крысолов – жутковатый, абсолютно мистический и абсолютно реальный одновременно. Я не люблю искать во всех рассказах намеки и аллюзии, говорить о том, что имел в виду автор. Тут все более на ощущениях, эмоциях, нервах. Тяжелая вещь.
1454