Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кристин, дочь Лавранса. В 2 томах

Сигрид Унсет

  • Аватар пользователя
    Аноним2 декабря 2025 г.

    "Можно отнять чужое добро, но доли чужой - не отнять"

    Нобелевка, говорите? И да, и нет. Впечатления двойственные, хотя главную мысль, я, кажется, уловила (об этом - ниже). И ведь стыдно признаться, что книга, за которую дали "нобелевку", не понравилась. Зацепила - да. Понравилась - нет.

    Да и не узнала бы я никогда про "Кристин", если бы не этот маленький нюанс. Скандинавия где-то за горизонтом. "Достоверное описание средневековья" вызывает у меня скепсис. Автор не на слуху. 2500(!!!) страниц печатного текста - только в карантине. Но PR, любопытство и моя любовь к спискам взяли верх.

    В двух словах - это жизнеописание одной конкретной девочки-девушки-женщины в Норвегии XIX века, от рождения до смерти, ее мужа, семерых детей, и всех людей, которые так или иначе вращались на их орбитах. Вот только описание, или вернее, текст, настолько рванно-неровные, со сломам стилистики и ритма, как будто бы это не одна, а несколько разных книг. И Средневековье в книге служит, по моим личным ощущениям, скорее подходящей линзой-рамкой для выражения взглядов автора, чем реальным историческим фоном. Ибо главные герои вышли какие-то сильно современные.

    Сначала перед нами прекрасная девчушка Кристин, взращенная, как драгоценный цветок в нерушимой отцовской любви и заботе. Детство - волшебная страна без тревог и забот. С первых страниц ожидаешь светлого будущего для такой вот баловницы судьбы. Ведь и достаток есть, и любовь, и планы, и даже принц в доспехах и на коне уже припасён. И несколько сотен страниц довольно скучно. А потом - бац. Без предупреждения. Резкий срыв.

    Повествование переходит на грань бульварного романа или подросткового дневника, если угодно. Переживания пубертата, но очень подробно и сладостно описанные. Еще пару - тройку - двадцатку глав - и история снова развивается во что-то такое христианско-благостное. А затем снова - бум, мы опять ходим по краю. Еще немного - опять ушли с головой в христианство.

    И так всю трилогию. Качели. Хотим-грешим-каемся-молимся-грешим. То фривольно-телесно-в кайф, то постно-скромно-для души (в смысле от слова "поститься"). И в финале все равно все умрут, причем насильственной смертью.

    Как в том пошлом анекдоте: "Жизнь - как зебра: Полоса черная, полоса белая, полоса черная полоса белая. А потом - ..опа."

    И при этом у всех у всех несчетное множество родственников ("родичей") до седьмого колена, которых поди удержи в голове, и про которых мы почему-то должны тоже непременно прочитать. И места сплошь незнакомые.

    Отдельная деталь: в трилогии все всё время пьют пиво. Все. Даже десятилетние. Может, этим объясняется всё остальное?

    Это - о минусах.

    Теперь о плюсах, раз уж вы смогли дочитать аж до этого места.

    Во-первых, увидительно аккуратно затронута тема изнасилований, добрачных отношений, и их последствий для юной психики. С учётом времени написания - автору респект.

    Во-вторых, налицо размышления о женской доли и женском счастье. О том, что сейчас было бы модно назвать своими личными границами, свободой совести и ценой собственного выбора. Там про это ой как есть. И это да, откликается. И волей-неловелй ставишь себя на место Кристин, и думаешь, а как бы поступила я?

    В-третьих, есть какой-то такой скрытый диалог-монолог, возможно, автора самой с собой, кто в ответе за отношения в браке, и должна ли женщица во всем быть тенью мужу. То, что на поверхности, - это все по христианству, почитай отца и мать своих, будь "за" мужем, то есть не перечь, идти всегда за ним, а то все хреновато для тебя закончится, будь тихоней и скромнягой, покорно тяни свою лямку. Ибо, если свернешь направо или налево и посвоевольничаешь - расплата будет тяжелой. А лапочке воздасться.

    И это, вроде как, перекликается с "ударением" в христианство самой Сигрид. Но как-то сквозит через все строчки: "Ну, муженек, ну ты и козлина! Прибила бы рогатиной! И это я еще должна перед тобой каяться??". Другими словами. Конфликт налицо (вселенский разум подсказал, что это конфликт между покорностью и внутренним протестом. Звучит правдоподобно, поверим).

    И, наверное, лейтмотивом, через всю сагу, звучит цитата, вынесенная в заголовок. "Можно отнять чужое добро, но доли чужой - не отберешь". Или по-простецки. От судьбы не убежишь. Если на роду написано тебе жить по кривой с зигзагами, вилять и петлять по жизни, что тот заяц, то как ни старайся, как грехи ни замаливай, как не живи с мечом наперевес и молитвенником в руке, - так тому и быть. (опять-таки, с подсказки вселенского разума: человек не существует в вакууме; судьба — результат поступков не только твоих, но и твоего рода. Так считали скандинавы, оказывается, и по этому принципу построены саги).

    Крайне не рекомендую к прочтению просто для галочки или от скуки.
    В философском плане - это очень крепкий орешек в средневековой оправе не очень праведной жизни.
    Из тех, что можно разбирать на беседы, но скорее о грешниках, чем о праведниках.

    Хотя, возможно, именно этого Унсет и добивалась?

    15
    225