Рецензия на книгу
Одаренная девочка и прочие неприятности
Мальвина Гайворонская
AlexPris2 декабря 2025 г.Мальвина Гайворонская — «Одарённая девочка и прочие неприятности»
Как и положено неприятностям, эта книга возникла в моей жизни внезапно, с фразой «тебе это должно понравиться» — и, похоже, задержится в ней уже по любви. Ожидания мне немного накрутили, что, вероятно, повлияло на впечатления, но обо всём по порядку.
О чём история? Вопрос пока открытый. Это первая часть планируемой тетралогии (сейчас вышло две книги, третья в предзаказе), и я обычно такое не очень люблю: стартовый том не предлагает ярко выраженной сюжетной арки с полноценным финалом. Здесь это скорее масштабная экспозиция: знакомство с персонажами, их связями и первыми намёками на систему мира. Какие-то вопросы в процессе слегка проясняют — но только затем, чтобы тут же подкинуть ещё больше новых.
Если говорить о декорациях, перед нами городское фэнтези, где помимо людей живут «сказы» — сказочные существа. Их взаимодействие с людьми регулируется кодексом правил, а следят за порядком богатырские структуры, организованные по образу правоохранительных. И хотя книга во многом именно задаёт рамки будущей истории, две сюжетные линии выделяются особенно.
Первая — линия Пандоры, девочки-подростка, которая после гибели родителей переезжает к опекуну и готовится к учёбе в школе-интернате для нечисти. Её галантный и вежливый опекун знает о Пандоре куда больше, чем она сама могла бы предположить о человеке, которого едва знает. Некоторые открытия приводят её (и меня тоже) в настоящий шок.
Вторая — история молодого богатыря Дмитрия, свято верящего в тайную организацию и заговор, связанные с исчезновением его отца. Все вокруг считают, что он выдумывает, — но, по законам жанра, Дмитрий оказывается прав. И именно это запускает новый виток проблем в его жизни.
Что понравилось? Очень живые персонажи — каждый со своим характером, целями и мотивациями. Юмор в диалогах и внутренних монологах. Стиль. И особенно — говорящие имена, которыми автор щедро украшает текст.
Что не понравилось? Структура подачи, особенно в первой половине книги. Пролог предлагает серию ярких «киношных» зарисовок из жизни разных персонажей, но почти не знакомит с ними, не называет имён, лишь намекает на роль каждого. На экране это смотрелось бы роскошно, но в книге немного сбивает с толку — особенно учитывая, что с некоторыми героями мы встретимся лишь спустя несколько глав, когда уже и думать о них перестанешь. То же касается некоторых клиффхэнгеров и монтажных переходов между сценами: киношно красиво, но текстуально не всегда органично.
Зато когда история наконец «устаканивается», а поток новых персонажей прекращается, повествование становится гораздо плавнее и комфортнее. А финал экспозиции оставляет то самое мемное ощущение «ща буит мясо» и жгучее желание немедленно открыть вторую книгу, потому что клиффхэнгер там знатный.
Для себя оцениваю историю в 8 неприятностей из 10.
644