Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сочинений. Том 3. Межзвездный скиталец

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    KrisrinaBook122 декабря 2025 г.

    приговоренный к смертной казни агроном с помощью смирительной рубашки путешествует по своим предыдущим жизням, провозглашая силу человеческого духа над бренной материей


    это краткий пересказ книги. интригует?

    рассказ ведется от лица того самого приговоренного к смерти дэррела стэндинга. он раскрывает перед нами некоторые подробности быта пожизненно заключенных (не стоит ждать от этой части много, это далеко не центральная часть и далеко не производственный роман артура хейли).

    самым неожиданным и страшным оказался образ смирительной рубашки. некоторые надзиратели использовали ее как наказание для буйных — специально затягивали их до состояния хруста костей и сжимания легких и оставляли так на несколько дней, чтобы убить полную волю к жизни. жуть полная.

    в моменте полного изнеможения дух может преобладать над телом. герой начинает путешествовать по своим прошлым жизням. он был римским воином понтия пилата, корейским правителем, потерпевшим крушение моряком, маленьким мальчиком из числа американских переселенцев и еще множеством других воплощений


    «о, конечно, эта багровая ярость возникла гораздо раньше того времени, когда был зачат младенец, ставший затем даррелом стэндингом. эта древняя багровая ярость гораздо старше моей матери, гораздо старше самой первой матери человеческой. не моя мать вложила в меня это пьянящее бесстрашие. не матери создавали трусость и бесстрашие своих детей на протяжении эволюции человечества. задолго до первого человека уже были трусость и бесстрашие, гнев и ненависть — все те чувства, которые росли, развивались и складывались в то, что потом стало человеком. я — это все мое прошлое»

    здесь используется прием «рассказ в рассказе» — каждая его прошлая жизнь описана очень интересно и занятно, как сюжетная канва для отдельных произведений. однако они же и сбавляют темп и кажется, что книга не читается, а тянется. в какой-то момент я начала выписывать ключевые точки и пытаться найти связь между ними — задача не из легкий надо признать.

    при всем реализме жизненного ужаса, воззвании к гуманизму, описании реинкарнации (а в одном моменте и какого-то астрала) и сбивчивом темпе самое прекрасное, что делает автор — вводит образ «вечной женщины». это один из самых неожиданных поворотов романа (ввести эту тему за 20 страниц до конца считаю кощунством), о котором так мало написано в интернете!


    «порой мне кажется, что история мужчины — это всегда история его любви к женщине. и все мое прошлое, о котором я пишу сейчас, — это воспоминание о моей любви к женщине. всегда, все десятки тысяч моих жизней, во всех моих обликах я любил ее. я люблю ее и сейчас. мои сны полны ею, и о чем бы я ни грезил наяву, мои мысли в конце концов всегда отражаются к ней. и всюду она — вечная, великолепная, несравненная женщина»


    это предсмертный роман джека лондона
    . сам он страдал от почечного заболевания. возможно, именно здесь он захотел показать бунт против своего бренного тела и провозгласить свою же вечную жизнь?

    сбивчиво, спорно. с философией ницше и фантасмагорией автора, с раздражающим героем и искусным повествованием, с предельно понятным и одновременно нифига не очевидным посылом. но с определенной художественной ценностью, которую очень сложно назвать научной фантастикой (ведь, а вдруг?…)

    >> и помните, что во всех нас находится море и все мы когда-то были ящерицами


    «поймите, мир для меня умер»

    >>> и при чем здесь все-таки звезды?

    8
    258