Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2025 г.

    «Я был рожден для несбыточной любви, а случаю угодно было услужить мне тем, чего я вовсе не желал.»

    Несколько лет назад я уже начинал читать «Шагреневую кожу», однако попытка не увенчалась успехом. Причиной тому послужила многословность, которая в большинстве своём излишняя. Если выдернуть часть этого потока слов с корнем, как несчастный куст, что был выдран Полиной, хуже не станет.

    Читая, я всё пытался понять, какой «стороны» придерживается сам автор? Эпилог прояснил этот вопрос абсолютно точно, расставив все точки над и, доказывая, что Бальзак человек своего времени. У нас есть бедный гений, женщина без сердца и женщина-идеал, где задача последней — жить во имя своего возлюбленного, будучи готовой умереть за него, жить в шалаше, претерпевать любые муки, словом, «любить», пока её избранник занят великим трудом. Роман вроде предостерегает нас: «бойся своих желаний!», но все мы немного Рафаэли, которые не отказались бы от богатого дома и парочки миллионов на карточку. Однако главного героя погубили отнюдь не чрезмерные желания, а себялюбие и непомерное тщеславие. Едва ли не половина книги посвящена рассуждениям героя о том, как он мечтает о богатой любовнице, которая будет жертвовать ради него собой, сам не готовый ничего отдать взамен; ещё в раннем возрасте он возомнил себя богом, пред гением которого люди должны склоняться:


    «Людям одаренным нужна восточная женщина, единственная цель которой — предупреждать желания мужа, ибо все несчастье одаренных людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их осуществлять. Я же, считая себя гениальным человеком, любил именно щеголих.»

    Рафаэль — гениальный пример инфантильного человека, занятого восхищением собственной персоной. Естественно, что он не замечает никого и ничего вокруг, в погоне за удовлетворением своего эго, и крайне болезненно реагирует на любое расхождение с его желаниями. После неудачной попытки соблазнить графиню Феодору, наш герой называет её очаровательным чудовищем и своей погибелью, хотя сам был далёк от идеала:


    «Стараясь воздействовать на ее душу, я вместе с тем стремился завладеть и ее умом, воздействовать на ее самолюбие: чтобы заставить ее полюбить меня, я дал ей тысячу оснований еще больше полюбить самое себя; никогда я не оставлял ее в состоянии безразличия; женщины ради сильных ощущений готовы жертвовать всем, и я расточал их ей: я готов был скорее прогневить ее, чем видеть равнодушной.»

    Разумная Феодора, не желающая попадать в правовую, социальную и экономическую зависимость от мужчины — «порочное общество», которое думает только о богатстве и титулах. Полина, с радостью отдающая себя на пьедестал своего «бога», готовая умереть ради него — недостижимый, возвышенный идеал женщины. Остаётся только вспомнить, что в XIX веке вся жизнь женщины, не имевшей права голоса и возможности обеспечивать себя, зависела от удачного замужества. Феодора, которая прекрасно понимает, что ненадёжный супруг может оставить её без гроша, отказывается от привычной «женской доли» ради свободы. Нужно ли говорить, как сильно был уязвлён непонятый гений, которого не полюбили только за то, что он отдал последние деньги, чтобы проводить время в её обществе? Эпоха, в которую жил Бальзак, скидки не делает: Рафаэли соседствуют с нами и по сей день.

    Произведение оставило неприятное послевкусие. Начало утомляло описаниями, середина — мечтами героя о женщине, финал же был закономерен. Ознакомиться с романом стоило, но перечитывать — нет.

    9
    211