Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Clockwork Orange

Anthony Burgess

  • Аватар пользователя
    IamAbsolem27 октября 2015 г.

    Перед тем, как начать читать книгу, ты всегда о ней уже что-нибудь знаешь. Информация о "Заводном апельсине" преследовала меня несколько лет, так что в определенный момент ее уже нельзя было игнорировать. Владение информацией порождает эмоциональную окраску; собираясь читать, ты уже чего-либо ожидаешь. Мои ожидания касательно произведения Бёрджесса были достаточно велики. Солгу, если скажу, что они не оправдались, но всё-таки - что-то не то.

    "Заводной апельсин" описывали как отвратительную, жестокую и циничную историю. Что ж, это правда. Главный герой по имени Алекс - хулиган и преступник с не сформированными нравственными ценностями, понятиями о сочувствии, жалости и чести, с отсутствующим напрочь чувством ответственности и любовью лишь к одному - музыке. Он понятия не имеет, как следует вести себя с родителями, не испытывает благодарности или жалости, склонен к насилию чуть больше, чем полностью. Встреть вы такого человека посреди улицы в тёмное время суток, вы бы очнулись в больнице - или не очнулись совсем. В книге описаны его злодеяния - подробно, да так, словно в них нет ничего такого, будто это правильно. Впрочем, для него это действительно нечто само собой разумеющееся. Повествование идет от первого лица, и на мой взгляд, это не совсем удачный ход в данном случае - через призму взгляда Алекса мы видим его не таким уродом, какой он есть на самом деле. Он эгоист, у которого есть гордость лишь в фантазиях, который жалеет себя и никого другого. Люди для него - игрушки для развлечений, а вот он - он, определенно, важен. По его мнению.

    Также в тексте убивает жаргон данного художественного мира - русские слова, написанные латиницей. Да, погружает в атмосферу, но смириться с этим крайне тяжело, так что спокойно воспринимаются они лишь к концу произведения. Хотя, не сказать, что они так сильно мешают чтению.

    Я ожидала от "Заводного апельсина" пустой череды насильственных действий - такое уж впечатление он производил. Однако я получила вполне внятную историю, ставящую этические, нравственные и философские проблемы. Вопрос "Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?" меня озадачил и заставил серьезно так задуматься. И таких вопросов, аллюзий, отсылок - множество. Радует противопоставление цели и методов достижения: доктора, прививающие Алексу отвращение к насилию, сами этим насилием и руководствуются. Так что не знаешь даже, кого презирать больше: Алекса, ловящего кайф от убийств, избиений и изнасилований, или этих презентабельных господ, хохочущих над его мучениями и заявляющих, что выбор - это неважно, главное - отсутствие стремления совершать противозаконные действия. И плевать, что при этом любовь, искусство, музыка, литература - всё лучшее, созданное человечеством, становится источником боли и тошноты.

    Бёрджесс держался на высшем уровне, но вот конец убил напрочь. Списать природную склонность к насилию на юность? Сделать человека, творящего беспредел с малых лет, всего лишь "жертвой возраста"? Не верю! Не-ве-рю! Недостоверно. Рвано. Не устраивает. Но что уж тут поделать - произведение создано, остается лишь смириться.

    Убрать последнюю главу - интересная книга, не пустая и к чему-то подводящая, но не имеющая ничего крайне особенного.

    8
    26