Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним30 ноября 2025 г.Сатира - да, роман - нет.
Я наконец-то дочитал. Читал очень долго, недели две, наверное. Этому есть объяснение, о нем чуть позже.
Первое, что меня зацепило в этой книге – определенная схожесть с романом «Война и мир». Теккерей пишет свой роман о временах Наполеона, хотя для него это прошлое .Толстой пишет о временах Наполеона, и для него это прошлое. У Теккерея есть война и мир. У Толстого есть война и мир. У Теккерея один из переломных моментов Ватерлоо. У Толстого Бородино. Теккерей обожает концентрироваться на мелких деталях своих героев, как то глаза или плечи. У Толстого сами наверняка помните со школы. У героев Теккерея и Толстого есть явные общие черты (семья Болконских– семья Осборнов, семья Ростовых – семья Седли, Безухов – Доббин, есть и еще). Есть и похожие сюжетные повороты (судьба Андрея – судьба Джорджа). И наличие маленькой княгини меня прям заедало (у Теккерея просто маленькая Бекки).
Впрочем, сравнивать эти романы довольно странно. У Теккерея война целиком за кадром, он так и говорит – не буду про войну, оставлю историкам. Лев Николаевич ничего не боится, у него война – важнейшая часть романа. У Теккерея простого народа как бы не существует, про Толстого Вы сами все помните, дубина народной войны и это все. Герои Толстого куда глубже, интереснее, значительнее, и, главное, у Толстого героев много. У Теккерея главных героев, пожалуй, три, хотя, в моем понимании, хорошо получился лишь один, Ребекка, остальные примитивно-пустоватые. И, безусловно, главное отличие. У Толстого грандиозное полотно русской души. У Теккерея – грандиозное полотно ярмарки тщеславия.
Если уж говорить, о чем роман Теккерея, то, в целом, это сатира на викторианскую Англию со всем ее снобизмом, нездоровой гордыней, жадностью, чванством и пустотой. Он описатель английской аристократии, для этого он даже придумал некоего автора,от лица которого он регулярно излагает, то многословно потешаясь над нравами, то рассказывая какую-то якобы личную историю, а то вдруг говоря нам «а с этим человеком я был знаком, и он мне поведал ...». Это выглядит иногда занятно, а иногда довольно нелепо. Ну такой прием, имеет право. В любом случае, как сатира эта книга получилась совершенно выдающейся.
Главное достоинство этой книги – она приятно, легко и красиво написана. Теккерей большой мастер. У него нет сарказма Диккенса, он вообще не Диккенс, но он остроумен, точен, аккуратен. Его проза очень стильная и достаточно простая, что в общем контексте огромное преимущество.
Что касается героев, то, как я уже писал, если воспринимать это произведение как классический роман, то настоящий проработанный, интересный герой – Ребекка. Остальные герои характерные, призваны дать нам скорее типаж, чем героя. Для сатиры, для обличения эпохи они то что надо. Для полноценного романа, пожалуй, нет.
И мы добрались до недостатков. Он, собственно, один, но очень существенный. Мне категорически не понравился общий сюжет. Он какой-то нецельный, рваный, скучный. В итоге написано прекрасно, герои хорошие, а следить за ними неинтересно. Как-то вообще по барабану что с ними будет. Ну умер и умер. Разбогател и хрен с ним. И вроде бы такие страсти кипят, а все равно. Я где-то прочел, что роман писался без единого плана, Теккерей взял двух антагонистов и накидывал им событий. То есть, не зная куда он, в итоге, зарулит, он просто таскал своих героев по скроенному наспех (или не наспех) сюжету и разоблачал их нравы. Может быть, из-за этого мне все это не зашло. А может просто не мое.
В итоге роман прочитан, гештальт закрыт, осталось удовлетворение и разочарование. Если честно, я ожидал много большего.
22147