Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2025 г.

    Да, это определенно не Дисней

    Дожила почти до 35 лет, а с Гюго еще не была знакома. Вообще марафон "один случайный автор" - это событие моего 2025 года, благодаря ему я закрываю свои гештальты.

    И вот, одиннадцатый случайный автор, гений французской литературы, поэт, драматург Виктор Гюго, великий роман которого в моих руках.
    Очень высокопарно получилось...поэтому опустим все эти рукоплескания и окунемся в Париж XV века и в историю, которая так или иначе знакома 90% взрослого населения.
    Писать отзывы на классическую литературу всегда сложно, к тому же всегда всплывает вопрос :"а имею ли я право на это? Могу ли критиковать, если что-то покажется мне неуместным или лишним, глупым или наивным?" Чтож, попробую.

    Знаете, я всегда думала, что это история о любви. Начала читать и ждала, когда же появятся знакомые персонажи. Но автор упорно уводил повествование куда угодно, но не туда и о том о чем я думала.
    Сначала Гюго знакомит читателей с поэтом-неудачником, затем уделяет несколько глав нищим, после чего уводит нас на 15 лет назад к истории гулящей девицы. Далее он вообще отдает предпочтение самому Собору и Парижу, нежели тем персанажам, что всегда были в моей голове как центральные. О них автор говорил как-то вскользь, отдавая им совсем чуть "экранного времени".
    Сначала это меня очень смущало. Я малость возмущалась.
    А потом, наконец, до меня, улитки, дошло.

    Гюго пишет о Париже. О каждой его улице, его людях, зданиях. Он пишет о Соборе Богоматери. Он пишет о зодчестве, рассуждает о влиянии книгопечатания. О глупости и беспринципности властьимущих.
    И на всем этом фоне, просто как одна страничка истории, развернулась пьеса о судьбе шестнадцатилетней цыганки, девушки невероятной красоты и о трех мужчинах, что были очарованы ею.

    Первый -  это мое разочарование. Капитан Феб. Красавец, разбивший не одно девичье сердце. Тот, кто похитил сердце Эсмеральды. И тот, кто на самом деле любил только одного человека - себя.
    Второй - это моя печаль. Звонарь с колокольни Собора Парижской Богоматери. Горбун Квазимодо. Урод не принятый и презираемый людьми, озлобленный на весь мир и находящий утешение в стенах Собора и его колоколах. Полюбил Эсмеральду той любовью на которую только был способен.
    Третий - это мое замешательство. Архидьякон Клод Фролло. Служитель церкви, служитель Бога, потерявший голову от юной цыганки - чаровницы. И то, как Гюго описал терзания этого персонажа (главного антогониста романа, на минуточку) вывели меня из равновесия. Его метания, его жажда, безудержное желание от которого он просто поехал кукухой. И все то, что он совершил на фоне этого. Меня просто разрывает от противоречий.

    Что по итогу. Это было очень неоднозначно. Порой так скучно, что приходилось по десятку раз читать одно и то же предложение. А потом вдруг так ярко и динамично, что страницы улетали одна за другой.
    Мне было дико от того, что я понимаю терзания Фролло и даже в чем-то оправдываю его. Я пробивала себе лоб от глупости Эсмеральды и ее поступков то и дело напоминая себе , что ей всего шестнадцать и по сути она всего лишь подросток в пору своей первой, но"вечной" любви.
    В общем это было очень и очень неоднозначно и от этого хорошо.

    Не могу сказать, что Виктор Гюго войдет в число любимых авторов, но я определенно буду читать его еще.




    33
    139