Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
readevent30 ноября 2025 г.Тот случай когда фильм лучше
Роман "Парфюмер. История одного убийцы" давно стал классикой, но при всей его литературной самобытности я всё же отношусь к числу тех, кому экранизация Томаса Тиквера понравилась больше. И дело здесь не в поверхностном сравнении "книга против фильма", а в том, как по-разному они передают ключевую идею - рождение и разрушительную силу гениальности, лишённой человеческого сердца.
Хоть книга вначале и впечатляет атмосферой: зловонный Париж XVIII века, мрачные мастерские, густая, почти осязаемая среда запахов, становление Гринуя гением парфюмерии. Но примерно в середине повествования сюжет ощутимо проседает. Долгое пребывание героя в горах, его отшельничество, уход в пещеру, галлюцинации - всё это по ощущениям тянется чересчур долго и не даёт развитию характерного напряжения. Честно говоря, я даже ловил себя на мысли, что при его очередном выходе он вот-вот найдёт кольцо и окончательно превратится в Голлума.
Фильм же, напротив, избавляет историю от этих затяжных отвлечений. Тиквер концентрируется на динамике и визуальном ритме, грамотно сокращает и перерабатывает отдельные элементы книги, создавая цельный, плотный и эмоционально насыщенный рассказ. Визуальная передача запахов - невероятно сложная задача, но фильм справляется так, что кажется, будто зритель действительно ощущает каждый аромат. А финальная сцена, вопреки своей эксцентричности, в экранизации работает мощнее, чем в романе: она вызывает не столько недоумение, сколько эстетическое потрясение.
Подводя итог, заслуга книги, что она дала возможность появится великолепному кино, стала крепкой первоосновой для кино-адаптации (вспоминаются пять сезонов "Игры престолов"): получилось законченное художественное высказывание, которое одновременно бережно следует сюжетным опорам романа и исправляет его драматургические слабости. Именно поэтому для меня это тот редкий случай, когда фильм действительно лучше книги.
4115