Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Парфюмер. История одного убийцы

Патрик Зюскинд

  • Аватар пользователя
    readevent30 ноября 2025 г.

    Тот случай когда фильм лучше

    Роман "Парфюмер. История одного убийцы" давно стал классикой, но при всей его литературной самобытности я всё же отношусь к числу тех, кому экранизация Томаса Тиквера понравилась больше. И дело здесь не в поверхностном сравнении "книга против фильма", а в том, как по-разному они передают ключевую идею - рождение и разрушительную силу гениальности, лишённой человеческого сердца.

    Хоть книга вначале и впечатляет атмосферой: зловонный Париж XVIII века, мрачные мастерские, густая, почти осязаемая среда запахов, становление Гринуя гением парфюмерии. Но примерно в середине повествования сюжет ощутимо проседает. Долгое пребывание героя в горах, его отшельничество, уход в пещеру, галлюцинации - всё это по ощущениям тянется чересчур долго и не даёт развитию характерного напряжения. Честно говоря, я даже ловил себя на мысли, что при его очередном выходе он вот-вот найдёт кольцо и окончательно превратится в Голлума.

    Фильм же, напротив, избавляет историю от этих затяжных отвлечений. Тиквер концентрируется на динамике и визуальном ритме, грамотно сокращает и перерабатывает отдельные элементы книги, создавая цельный, плотный и эмоционально насыщенный рассказ. Визуальная передача запахов - невероятно сложная задача, но фильм справляется так, что кажется, будто зритель действительно ощущает каждый аромат. А финальная сцена, вопреки своей эксцентричности, в экранизации работает мощнее, чем в романе: она вызывает не столько недоумение, сколько эстетическое потрясение.

    Подводя итог, заслуга книги, что она дала возможность появится великолепному кино, стала крепкой первоосновой для кино-адаптации (вспоминаются пять сезонов "Игры престолов"): получилось законченное художественное высказывание, которое одновременно бережно следует сюжетным опорам романа и исправляет его драматургические слабости. Именно поэтому для меня это тот редкий случай, когда фильм действительно лучше книги.

    4
    115