Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Музей невинности

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    tanuka5930 ноября 2025 г.

    Этот роман попал в поле моего зрения, когда я готовилась к поездке в Стамбул. Прокладывая маршрут будущих прогулок, я, разумеется, включила туда и Музей невинности. Кстати, читателям романа вход в музей бесплатный: стоит лишь предъявить книгу, а на страницу с «условным билетом» ставят штамп.

    Начинается всё многообещающе: любовный треугольник между Кемалем — молодым наследником одной из богатейших стамбульских семей, его образованной в Сорбонне невестой Сибель и юной красавицей Фюсун, бедной дальней родственницей. Их тайная связь, разворачивающаяся в пустой квартире, заваленной забытыми вещами матери Кемаля, постепенно поглощает всю его жизнь. И всё же он цепляется за Сибель, которая не только понимает его состояние, но и пытается выхаживать его, когда тот чахнет от любви к сопернице. Эта первая часть романа действительно захватывает.

    Однако после того как Сибель всё-таки оставляет своего заблудшего жениха, а Фюсун — ради спасения репутации — выходит замуж за начинающего сценариста, Кемаль (а вместе с ним и само повествование) вязнет в трясине повторяющихся, всё более самовлюблённых размышлений. В этой вязкой фазе проходит восемь лет жизни героев.

    То, что самому Кемалю кажется возвышенным чувством, любому здравомыслящему человеку покажется патологической одержимостью. Кемаль — персонаж, от которого порой мороз по коже. Его мания по отношению к Фюсун выглядела для меня совершенно неправдоподобной: он собирает её окурки, превращает мелочи её быта в реликвии для будущего музея (в музее, между прочим, целая витрина с 4213 окурками).

    Хотя до самого конца мы не знаем, чем завершится история Кемаля и кто именно в итоге записал его рассказ, мы понимаем одно: его коллекция стала реальностью. И, узнавая его историю, мы знакомимся с этими предметами — или, возможно, знакомясь с предметами, узнаём его историю.

    Тем не менее, у книги есть неоспоримые достоинства. Памук выбрал для действия удивительно интересный период — Турция 1970-х, страна, которая ещё держится за восточные традиции, но уже стремится к европейским переменам. Плюс политическая нестабильность, социальные сдвиги, столкновение мировоззрений. Всё это придаёт роману дополнительную глубину. Разговоры о конфликте между традиционной и современной Турцией, о турецкой элите, обучавшейся в Европе и США, действительно занимательны. Жаль только, что эта линия не получила большего развития.

    При всём том, что к главному герою я так и не прониклась ни симпатией, ни жалостью, читать роман было по-своему интересно. Идея книги, выстроенной вокруг музея, способ изображения навязчивой страсти, почти документальная осязательность эмоционального опыта — всё это делает роман необычайно впечатляющим.

    17
    77