Рецензия на книгу
Море, море
Айрис Мёрдок
Аноним26 октября 2015 г.Моя третья встреча с Мердок и опять же она стала неожиданной для меня. Потому что я не собиралась браться за ее самый известный роман так скоро. Но я не пожалела. Однозначно, это лучшее, что я читала у Мердок на сегодняшний день и думаю, останется одним из лучших и в будущем. Я не удивлена, что именно эта книга получила Букеровскую премию, поскольку в книге есть что-то магическое, притягательное, необычное.
Я уже писала в других рецензиях к книгам Мердок, что я испытываю к ней странную, необъяснимую любовь, хотя практически ничего не знаю о ней и прочла совсем мало ее книг. Но при этом я собираю серию "История любви" из ее книг и трепетаю над каждой, хотя не знаю о чем она. Поэтому когда я открыла эту книгу, я очень боялась, что она мне не понравиться или я опять не пойму книгу (как например с "Учеником философа" получилось), ведь тогда моя любовь к ней будет иррациональна, бессмысленна. И вот я начинаю читать эту книгу и буквально первые сто страниц проходят как в тумане. Я мало что понимаю, плюс ощущаю этот знакомый "интеллектуальный" стиль письма, такой же как и в "Ученике философа", до которого я, возможно, в свои 20 лет не доросла. Но на следующее утро, когда я продолжила читать - о чудо, я начала различать персонажей, углубляться в сюжет и перестала считать страницы. А главное интеллектуальность текста перестала давить на мое восприятие прочитанного. Книга меня проглотила. Я вздохнула с облегчением. Все-таки моя интуиция касательно Айрис Мердок меня не подвела. Теперь я могу любить ее заслужено, имея на это причины.
Итак, главный герой опять мужчина в годах. В этот раз это известный актер театра, который ушел в отставку, Чарльз. Ему за шестьдесят, но если бы автор этого не указала, я бы предположила, что герой на лет двадцать моложе, поскольку в его жизни то и дело мелькали то одна женщина, то другая, то еще вагон. А для меня человек за шестьдесят больше ассоциируется с "древность", как бы саркастично не звучало. Итак, Чарльз сбежал от суеты и игры Лондона и поселился на окраине возле моря. Он наслаждается одиночеством, в перерывах между тем, как к нему приезжает то одна влюбленная женщина из прошлого, то другая. В свою молодость герой был отчаянным серцеедом и разбил сердца многих знаменитым актрисам.
Но в своей жизни он любил только раз - в молодости. В детства он любил соседскую девчонку Мэри, которую называл Хартли, и они собирались пожениться, когда им исполниться 18. Но неожиданно Хартли уезжает и вскоре Чарльз узнает, что она вышла замуж за другого. И конечно, это рана в его душе осталась навсегда. В дальнейшем он не полюбил ни одну женщину, так и не жениться, а все из-за нее. Довольно таки распространенная ситуация, когда после предательства любимой женщины мужчина навсегда замыкается в себе и уже никого не может полюбить и только использует окружающих и любящих его.
Но что произойдет, если среди моря и уединения спустя более чем 40 лет, он встречает свои первую и последнюю любовь в этой глуши? Что если она тоже тут живет? И здесь начинается самое интересное. Тем более она живет здесь с мужем, за которого вышла еще тогда в молодости. Любопытство и ревность гложут сердце и создание Чарльза и давно забытое чувство воскресает.
Вся книга представлена записями главного героя в виде его автобиографии. У нас нет возможности узнать ситуацию со стороны других героев, что немного затрудняет понимание прочитанного. Могу лишь сказать, что я узнаю стиль Мердок среди тысячи. Он действительно "попахивает" интеллектуализмом и чудачеством. Все ее герои мягко говоря "с приветом". Во всех трех книгах у меня создалось такое впечатления. Но в этот раз мне поглотил этот сумасшедший двор.
Главный вопрос книги в том, любил ли Чарльз Хартли по-настоящему и поэтому его чувства вернулись после их встречи или же это была погоня за молодость, за невинность, которую герой безвозвратно потерял со своей первой любовницей, известной актрисой, вдвое старше него, Клемент? Герой буквально зациклился на Хартли и любыми способами хотел вернуть ее себе и избавить от тирана-мужа, как он себе представлял. Он даже был готов признать сыном их приемного ребенка - Титуса. Этот герой заслуживает отдельного внимания, потому что он очень сильно повлиял на Чарльза, хотя и стал жертвой гордыни новоиспеченного отца.
Книга о преследовании. Книга о мании. Книга о психическом заболевании. Книга о волшебстве. Книга о шторме человеческих переживаний. Сюжет засасывает тебя с головой, точно также как и волны моря, в которых купался Чарльз и Титус около скал. Среди них можно легко затонуть, или же найдя в себе силы - взобраться по ступеням и вернуться домой. Я не уверена, что произошло со мной, осознала ли я книгу полностью, но хотя бы не утонула. Я понимаю, что в книге спрятано множестве символом и знаков, связанных с жизнью самой писательницы. Но к сожалению, настолько я знаю, нет переведенной на русский язык ее биографии, поэтому очень мало информации о жизни Мердок.
Но однозначно, я оценила эту книгу как художественное произведение. Это книга не для всех, потому что и герои в ней чудаковатые, странные. Но иногда это может сыграть только на руку, как в этом романе. Правда мне жаль, что я так до конца и не смогла понять, что Хартли чувствовала на самом деле к Чарльзу и своему мужу. Кого она любила по настоящему. И был ли у нее счастливый брак с Беном или он был тираном, как видел его Чарльз? (Возможно, другие читатели помогут мне разобраться). Мы могли видеть ситуацию только глазами Чарльза, а его взгляд, мягко говоря, был не объективным, потому что он заинтересованное лицо в этой ситуации. Для меня эта книга так и осталась покрыто ареалом загадок и тайн, потому что у меня осталось очень много вопросов. Что же на самом деле произошло в кузеном Джеймсом в конце? А с Титусом? Неужели тут действительно вмешалась потусторонние силы или это только басни Чарльза и Джеймса?
Я однозначно, в нетерпении прочтения следующего романа Мердок. Не буду загадывать, потому что все равно с ней никогда не получается так, как планировала. Но я однозначно влюблена в творчество Мердок, потому что моя любовь такая же странная и необъяснимая, как все ее книги. Есть в этом тоже что-то магическое... Наверное, неспроста...
868