Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моби Дик, или Белый Кит

Герман Мелвилл

  • Аватар пользователя
    zzzloba25 октября 2015 г.

    "Если нам суждено раствориться когда-то в потоке морском,
    Если правда на шарике этом мы только однажды живем,
    Пусть на страшном суде Лао Цзы отдохнет, пусть молчит Моисей
    Дайте слово Ахаву, последнее слово в защиту людей.
    "

    А. Скляр

    "Моби Дик" считается главным американским романом 19 века и трудно найти человека, который бы о нем не слышал. Но прочитать его не такая простая задача: для этого придется осилить 135 глав неспешного повествования, когда происходящее описывается буквально по шагам и постоянно прерывается на воспоминания, размышления, религиозные отсылки и поэтические зарисовки. Хватит всего одного предложения, чтобы описать сюжет первых 20 глав: Измаил прибывает в Нантакет и устраивается на китобойное судно Пекод. В следующих 20 главах к этому добавляется ещё одно предложение, потом ещё одно, и лишь под конец события начинают разворачиваться быстрее. А чтобы окончательно добить читателя, Мелвилл на протяжении всех 135 глав жонглирует разнообразными стилями, от религиозной проповеди до театральной драмы, от научных статей до потока сознания. С одинаковым удовольствием он рассуждает о философских и религиозных вопросах, об особенностях устройства китобоев и технике добычи китов, от насущных социальных вопросов ускользает в плоскость метафизики и обратно. Такую многогранность и жанровую полифонию в сочетании с легким юмором я встречал только в "Улиссе", Джеймса Джойса. Но в отличие от "Улисса", в "Моби Дике" присутствует ещё и колоссальная концентрация символизма, чего-то таинственного и непознаваемого. Одной лишь главы о белизне достаточно, чтобы простить Мелвиллу все испытания.

    Дальше...

    Говорить о такой насыщенной книге очень тяжело, на это может и всей жизни не хватить. Хотя Мелвилл подкинул читателям несколько ключей, первый из которых находится в предисловии. В нем описывается как менялся образ кита в человеческом сознании с доисторических времен: весь путь от мифического Левиафана до промысловой единицы, источника ценного жира. Сам кит не сильно изменился, он всегда был самым великим из всех животных Земли. Но пока он спал в океанских недрах, кое-кто другой, не спросив кита, провозгласил себя царем природы. Изменился человек, его ощущение собственной силы, его восприятие мира, которое отделившись от религиозных представлений, научилось выхватывать в великой иррациональности мелкое рациональное зерно. Через трансформацию представлений о китах Мелвилл пытается найти объяснение трансформации человеческого разума, прошедшего путь от первобытного страха до энциклопедизации.

    И видимо именно для этого Мелвилл не просто останавливает время и изображает видимую часть окружающего мира, он шаг за шагом, деталь за деталью создает целую Вселенную, космос жизни со всеми ее философскими сложностями и бытовыми мелочами, с загадками и законами, с трусами и героями, с Богами и богоборцами. Рассказывая историю об одном ките, он начинает рассказывать историю о другом, потом историю о том, как рассказывалась эта история и т.д. Мир "Моби Дика" не претендует на достоверность, матросы в нем читают поэзию, а вместо ругательств поют песни. Мысль писателя пролетает сквозь время и пространство, от глубин океана до границ Вселенной. И, безусловно, правы те, кто считает поиск истины, блуждающую фантазию автора одним из главных героев "Моби Дика".

    Среди других главных героев выделяют троих. Во-первых, сам Моби Дик. Кто он? Обычный белый кит, добыча для китоловов, воплощение мирового зла, сама природа, стихия, судьба, смерть, Вселенная, Бог? Версий огромное количество, но выбрать невозможно, потому что Моби Дика нельзя заключить в рамки привычных нам ассоциаций и формулировок. Даже среди своих он выделяется белым цветом и собственным именем, а для нас и подавно остается неразрешимой загадкой.

    Второй главный герой - капитан Ахав. Среди людей он является столь же необъяснимой силой, как Моби Дик. Ахав совершенно не боится смерти и не реагирует на физические повреждения. Он выходит за рамки человеческого и превращается в стихию, а корабль становится его телом. Он сочетает в себе черты Христа, но одновременно с этим является мятежником и богоборцем. Ничто не может удержать его от смертельной схватки с Моби Диком: ни мольбы Старбека, ни плач единственного женского персонажа в романе - безутешной Рахили, которая ищет своих сыновей, ни предупреждения от самой природы, ни след от первой встречи с белым китом. Но каким бы безумным не казался Ахав, его команда не нарушит клятву капитану и будет вместе с ним до конца, пока бесконечный саван моря не сомкнется над их головой.

    Но один человек все-таки спасется. Это третий главный герой, который просит называть его Измаилом. Его роль в этой битве титанов - роль наблюдателя, свидетеля. И именно ему суждено выжить, потому как не дано человеку подчинять себе правила Вселенной, но он способен созерцать и внимать этому миру. Сколько бы знаний о китах мы не накопили, как много фактов и свидетельств не собрали, все это будет бессмысленно при столкновении с единственной реальностью - Моби Диком. Которому наплевать на все земные разговоры.

    Говорить о "Моби Дике" можно бесконечно, трактовать его можно по-разному, и каждая из трактовок найдет свое подтверждение в романе. Это та самая книга, которую можно перечитывать всю жизнь, и находить в ней все новые и новые грани. Так же, как и Измаилу, Мелвилл дал нам шанс прикоснуться к чему-то большему, что больше всех людей, всех книг и всех китов.

    "На земле существуют четыре стены и крыша.
    Мы боимся волка или медведя.
    Медведя, однако, меньше и зовем его "Миша".
    А если хватит воображенья — "Федя".

    Ничего подобного не происходит в море.
    Кита в его первозданном, диком
    виде не трогает имя Бори.
    Лучше звать его Диком."

    И. Бродский

    8
    88