Рецензия на книгу
Морфология волшебной сказки
Владимир Пропп
Mama_karla29 ноября 2025 г.Строение волшебной сказки
По количеству разнообразных отсылок Пропп наверное может соревноваться с Прустом. Только Пруста чаще поминают всуе в художественной литературе, а классика фольклористики - в нон-фикшне да в задумчивых рассуждениях политологов и философов (в том числе очень уважаемых).
У меня же это был незакрытый гештальт, читала я медленно и очень довольна, что наконец закончила (и потому, что было интересно, и потому, что было не так чтоб совсем просто).
На самом деле "Морфология волшебной сказки" - своего рода пролог к гораздо более объемному и интересному труду Проппа "Исторические корни волшебной сказки", который я тоже дочитываю и про который тоже расскажу.
"Морфология" рассказывает о строении волшебной сказки, о том, как в ней повторяются и комбинируются разные сюжетные элементы.
Сюжет сказки - это комплекс мотивов. Мотив первичен, а сюжет (= творческое действие) складывается из мотивов. В сказках есть постоянные и переменные элементы. В волшебных сказках постоянным элементом является действие, а переменными - действующие лица и различные атрибуты.
Пропп буквально раскладывает сказку на отдельные кусочки и определяет 31 функцию.
"Функция - поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия".- Один из членов семьи отлучается из дома (отлучка)
- К герою обращаются с запретом (запрет)
- Запрет нарушается (нарушение) итд итд
Функции образуют основные элементы сказки, те элементы, на которых строится ход действия. Многие функции - парные, как например, запрет-нарушение.
Кроме того, Пропп определяет 7 основных действующих лиц волшебной сказки: антагонист / вредитель, даритель, помощник, царевна и ее отец, отправитель, герой, ложный герой. Каждому действующему лицу принадлежит свой набор функций. Есть еще специальные персонажи для связок (жалобщики, доносчики, клеветники, предатели.
Атрибуты сказочных персонажей придают сказке яркость: сгорбленная Баба-Яга с костяной ногой и метлой живет в избушке на курьих ножках и прилетает в ступе с шумом и свистом. У каждой нации или региона есть свой канон для этих атрибутов.
Понимание структуры сказки служит и универсальным каркасом для анализа вообще любых историй, и базой для понимания исторических корней сказки, и показывает как "магическое" служит логике действия (причем часто не только в сказке, но и в жизни, в нашем коллективном бессознательном).
После прочтения вдруг кажется, что как будто в хаосе сюжетов подмели и навели порядок. Но в то же время, есть и некоторое разочарование - всё волшебство, с детства привычное, куда-то девается, все василисы и избушки превращаются в функции и роли. Так что решайте сами, надо оно вам или и так хорошо.757