Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время жить и время умирать

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним25 октября 2015 г.

    Недорецензия на великую книгу.

    Ночами ветер доносил приторный, удушливый и тяжелый запах, — мертвецов раздувало от газов; подобно призракам, поднимались они при свете чужих звезд, будто снова хотели идти в бой, молча, без надежды, каждый в одиночку; но уже наутро они съеживались, приникали к земле, бесконечно усталые, словно стараясь уползти в нее — и когда их потом находили, многие были уже совсем легкими и усохшими, а от иных через месяц-другой оставались почти одни скелеты, громыхавшие костями в своих непомерно просторных мундирах. Эта смерть была сухая, в песке, под солнцем и ветром. В России же смерть была липкая и зловонная.

    О. Мой. Бог. Если книга начинается именно так - с наикрасивейших описаний разложения трупов - то книга мне понравится. Да, я мазохист. Да, я извращенец. Да, я люблю читать/слушать книги, рассказы и смотреть фильмы о Второй мировой войне. Да, я ловлю от этого нереальный кайф. У меня в душе всё словно переворачивается с ног на голову и обратно. Меня словно выворачивают наизнанку, и потом, кое-как, запихивают все обратно. Каждая клеточка моего тела отзывается на каждый слог этой книги. Именно там, где есть описания военных действий. Именно там, где происходит вся жесть (простите за слово такое дурацкое). Где смерть является обычным делом, где она не отталкивается, а принимается. Но принятие это вымученное, безысходное.


    Вода стояла и в открытых ртах, будто это были утопленники. Некоторые трупы частично уже оттаяли. Когда такого мертвеца уносили, тело его еще не гнулось, но рука уже свисала и болталась, будто посылая привет, с ужасающим, почти циничным равнодушием. У всех, кто лежал на солнце день-другой, первыми оттаивали глаза. Роговица была уже студенистой, а не остекленевшей, а лед таял и медленно вытекал из глаз. Казалось, они плачут.


    Черт возьми, как же красиво Ремарк описывает страшные картины!

    Но стоит отметить и то, что большая часть повествования (отношения Эрнста и Элизабет, его встречи в родном городе) не вызывала у меня особого трепета. Кроме того момента, когда Гребер искал родителей. Меня словно разрывало на части.
    В то же время, было очень интересно увидеть войну глазами "врага", другой стороны. В целом-то, одно и то же: бомбежки, потеря близких людей, бесконечный страх, сомнения, доносы, лагеря... Кому это всё в итоге нужно?

    Мне довольно сложно описать мои эмоции и чувства, которые возникали при прочтении начала и конца этой книги. Такие чувства возникают всегда при упоминании Второй мировой войны. Некая тоска, будто это нечто позабытое мной, порой ощущается, будто я оступилась и нечайно попала не в то время: я сейчас здесь, а должна быть там. Звучит, наверное, немного жутко, но вот когда происходят такие упоминания, когда выползают все эти эмоции, я словно бы попадаю домой. В тот родной дом, в котором я не была уже очень много лет. И Ремарк мне подарил несколько дней ощущений позабытого дома.

    2
    30