Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1

М. Ю. Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним28 ноября 2025 г.

    Заметки дилетанта 2

    Не верь себе
    Безысходность, вытекающая из бессмысленности поэтического творчества, выносящего на суд равнодушной толпы открытый в душе поэта "неведомый и девственный родник,/Простых и сладких звуков полный":


    Взгляни: перед тобой играючи идет
    Толпа дорогою привычной;
    На лицах праздничных чуть виден след забот,
    Слезы не встретишь неприличной.
    А между тем из них едва ли есть один,
    Тяжелой пыткой не измятый,
    До преждевременных добравшийся морщин
    Без преступленья иль утраты!..
    Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
    С своим напевом заученным,
    Как разрумяненный трагический актер,
    Махающий мечом картонным…

    Но обратите внимание на второе четверостишье фрагмента - у каждого в этой толпе есть своя внутренняя задавленная боль и только стадное чувство подчиненности общепринятым законам поведения определяет их отношение к словам поэта.

    В контексте этого стихотворения и гибель Трех пальм - гибель поэта, чьи "высокие стремления", возможно даже и им самим не очень ясно понимаемые, оказываются невостребованными людьми, озабоченными решениями сиюминутных вопросов.

    Есть речи - значенье...
    Обычная "любовная лирика". И вдруг:


    Из пламя и света
    Рождённое слово

    По мнению первого редактора - вопреки грамматике, но хорошо, что, попытавшись поправить фрагмент и не удовлетворившись тем, что получалось, автор велел "печатать как есть"!

    Горные вершины
    Спят во тьме ночной;
    Тихие долины
    Полны свежей мглой;
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы…
    Подожди немного,
    Отдохнешь и ты.

    «Папа! — сказал я, когда последний отзвук его голоса тихо замер над прекрасной рекой Истрой. — Это хорошая песня, но ведь это же не солдатская. Он нахмурился: — Как не солдатская? Ну, вот: это горы. Сумерки. Идёт отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов… винтовка, патроны. А на перевале белые. «Погодите, — говорит командир, — ещё немного, дойдём, собьём… тогда и отдохнём… Кто до утра, а кто и навеки…» Как не солдатская? Очень даже солдатская!».
    Эти стихи Лермонтова с детства соединились с "Судьбой барабанщика"

    Валерик
    В форме письма офицера, участвующего в боевых действиях, обращенного к любимой когда-то (но вряд ли любившей его) женщине. Начало - из лучших лирических лермонтовских строк:


    Я к вам пишу случайно; право
    Не знаю как и для чего.
    Я потерял уж это право.
    И что скажу вам? — ничего!
    Что помню вас? — но, Боже правый,
    Вы это знаете давно;
    И вам, конечно, все равно.
    ...
    Безумно ждать любви заочной?
    В наш век все чувства лишь на срок;
    Но я вас помню — да и точно,
    Я вас никак забыть не мог!

    Выбор адресата, возможно, случаен. Просто НУЖНО с кем-то далеким от войны после боя поговорить. Особенно, если это первый твой большой бой. Не "безделка" удалой сшибки казаков с горцами, в которой "забавы много, толку мало". Война без прикрас. Умирающий офицер с двумя пулевыми отверстиями в груди, из которых едва сочится кровь. ДВА ЧАСА рукопашного боя.


    Резались жестоко
    Как звери, молча, с грудью грудь,
    Ручей телами запрудили.
    Хотел воды я зачерпнуть…
    (И зной и битва утомили
    Меня), но мутная волна
    Была тепла, была красна.

    Это - правда о войне. Здесь нет возвышенной гордости "Бородина". "Севастопольские рассказы" будут потом. А еще через сто лет так (только еще жестче и страшнее) будут писать наши поэты, прошедшие Великую Отечественную.

    Родина


    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.

    И снова вспомнилось, написанное через столетие:


    Но в час, когда последняя граната
    Уже занесена в твоей руке
    И в краткий миг припомнить разом надо
    Все, что у нас осталось вдалеке,
    Ты вспоминаешь не страну большую,
    Какую ты изъездил и узнал,
    Ты вспоминаешь родину — такую,
    Какой ее ты в детстве увидал.
    ...
    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
    Да, можно голодать и холодать,
    Идти на смерть… Но эти три березы
    При жизни никому нельзя отдать.

    А вот написанное в шестнадцать почти афористичное:


    великое земное
    Различно с мыслями людей.
    Сверши с успехом дело злое —
    Велик; не удалось — злодей;

    Читая юношеские стихи, поражаешься - как в столь раннем возрасте нести в душе столько разочарований, обид и желания скрыть от людей СВОЕ, чтобы не испытать боли новых обид.
    Солнце осени (1831)


    Есть что-то схожее в прощальном взгляде
    Великого светила с тайной грустью
    Обманутой любви; не холодней
    Оно само собою, но природа
    И всё, что может чувствовать и видеть,
    Не могут быть согреты им; так точно
    И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
    Его понять однажды не умели,
    И он в глазах блеснуть не должен вновь
    И до ланит он вечно не коснется.
    Зачем вторично сердцу подвергать
    Себя насмешкам и словам сомненья?
    14
    64