Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним24 октября 2015 г.

    Читаешь об экзальтированных барышнях Достоевского, которые большую часть жизни проводят в обмороках и горячке, и чувствуешь себя, если не срвсем циником, то человеком приземленным.
    Откуда в Наташе такая жертвенная, самоистязающая, всепрощающая любовь к Алеше, которую можно сравнить разве что с привязанностью нелепой собачонки, трусливо лижущей грубый сапог хозяина, что в минуты алкогольного забвения способен приласкать её и расплакаться, уткнувшись в псиную морду?
    Полагаю, что барышни прошлых столетий столь диким образом привязывались к мужчине, от того, что приличной девушке в деревне, кроме как замуж, и выйти- то некуда было. Местность тут не важна, важны нравы, у условиях которых девушки сидели дома, музицировали, занимались шитьем да вязаниемвязанием, да к тому же читали куртуазные романы. Первый появившийся в доме мужчина, тем более, если вдруг он умел связать воедино более, чем два слова, становился потрясением, запечатлевался в головке, где в основном ютятся скудные, обрывочные сведения о жизни.
    Так случилось с Наташей, но все было бы просто, если бы за роман взялся не Достоевский.
    Тут же справедливость и вера в человека противоборствует вечному образу искусителя князя( не совсем Тьмы, но мрака).
    Сколь поразительна сердечная чистота, благодаря чему две, казалось, соперницы готовы отдать друг другу возлюбленного ради его счастья, не зная, с кем ему будет лучше. Или же поступки Ивана Петровича, готового альтруистически помочь любимой женщине, не только отказавшись от прав на неё, но и устраивая её счастье с другим.
    Но роман был бы не полон и попахивал бы сентиментальщиной без образа Нелли. Именно она - тот ангел, что напоминает о человеческих ошибках, непростительных и неисправимых. Что такое поруганная честь в сравнении с категорией Вечности и дыханием смерти? Разве можно отречься от дружбы, от любви из стереотипных взглядов замшелой общественности? Неужто нельзя понять, что благородство - это категория духа, а не прерогатива генеалогического древа? Однако под давлением общества люди часто отказываются от счастья быть рядом с близкими из горделивого упрямство, самолюбия и глупости, уверенной в том, что общественный взгляд на мораль, как на уравнение правильнее, нежели собственное убеждение сердца. Разве любящее сердце, что самоотверженно дарует себя, а потом остаётся лежать затоптанным в грязи - аморально? У каждого человека прежде всего должен быть сформирован кодекс чести, в основе которого лежат правила поступать согласно зову сердца, а не расшаркиваться в благообразных жестах, за которыми скрывается лишь форма этикета, блестящая снаружи, но не утруждающая себя быть искренней.


    Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!

    Тогда царство духа восторжествует над миром денег, миром, полным лицемерия, предательств и презрения к тонким материям, потому что с одной стороны для сластолюбцев их невозможно выразить в денежном эквиваленте, с другой - своим существованием люди благородные и верные себе унижают обывателей, чем вызывают ненависть и желание вымарать в той же грязи, дабы хоть внешне они не отличались, не было искушения восхититься чьей- то красотой.

    22
    87