Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Турецкий гамбит

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2015 г.

    Приключения Эраста Фандорина - 02
    Шпионский детектив

    Открывая, пожалуй, самую известную книгу о Фандорине, я испытывала легкое предубеждение. Напрасно. История русского Шерлока Холмса не оставила меня равнодушной.

    Начать нужно с того, что Акунин с первых же строк озадачивает читателя. Чего вы ждете, открывая серию о знаменитом Фандорине? Странный вопрос, скажете вы. Фандорина собственной персоной! Вот тут-то и подмигивает вам коварный Акунин - получите вместо известного детектива взбалмошную девицу. Не ожидали? А это только начало!

    Конечно, без Вареньки роман потерял бы изрядную долю своего очарования. Эта "современная" девушка выскажет в ходе повествования немало забавных мыслей в духе:


    помолиться бы, но передовые женщины не молятся.

    Кроме того, характеристики, которые Варвара Суворова раздает другим персонажам, весьма любопытны. Все кавалеры в ее окружении, "разумеется, совершеннейшие инфузории", сестры милосердия - "женщины славные, но пожилые - лет по тридцать пять". А каким загадочным героем кажется Петр Яблоков, "бывший муж и будущий жених" Вари! Не заметить авторскую иронию к "передовым" женщинам вроде Вареньки невозможно, но образ не лишен и авторской симпатии.

    Появление Фандорина в романе почти всегда неожиданно, ведь читатель, связанный волей автора с легкомысленной Барбарой, лишен возможности распутывать интригу напрямую. Многие факты откроются лишь в самом финале, но действие и без этого получилось весьма насыщенным, а политические подробности превратили бы его в занудное изложение исторических фактов. В общих чертах события не идут вразрез с историей, а есть ли подобное соответствие в мелочах - не так важно, ведь перед нами художественное произведение, а не документальные свидетельства. Фандорин тенью проскальзывает по известным каждому школьнику событиям и отлично вписывается в контекст времени. Однако из-за того, что расследование остается за кадром, считать "Турецкий гамбит" детективом можно с некоторой натяжкой.

    Мою любовь Акунин завоевал множественными разоблачениями. Есть у меня слабость - двойные финалы с тщательным обоснованием, когда все факты сходятся к одному узлу, когда интрига кажется раскрытой, но в конце все оказывается совсем иначе. Этот прием в детективах используется довольно часто, но редко можно встретить продуманное обвинение нескольких лиц. Обычно читатель быстро понимает, что первый подозреваемый, которого ему навязывают, на самом деле чист, как младенец. А вот серьезные работы, где свидетельства выглядят вполне убедительно и в первом, и во втором случае, мне попадались не часто. "Турецкий гамбит" - одно из таких произведений.

    Историчность (или псевдоисторичность - кому как больше нравится) тоже говорит в пользу автора. Во-первых, очевидно, что вписать интригу в готовый исторический сюжет, не меняя его коренным образом, значительно сложнее, чем создать все декорации с нуля, подгоняя их в нужных местах. Во-вторых, Акунин дает прекрасную возможность посмотреть на события прошлых лет не как на иллюстрацию из учебника. Взглянуть на главных действующих лиц, лишь слегка прикрытых именами или оставленных на виду. Генерал Соболев-Скобелев. Офицер Перепелкин-Куропаткин. Император Александр II. Интересно взглянуть на них другими глазами. В-третьих, историческая тематика позволила Акунину порассуждать о войнах, о роли личности в истории, о пути России и ее оценках другими государствами. Что-то выглядит прописными истинами, что-то - настоящим откровением:


    Государство – это не дом, а скорее дерево. Его не строят, оно растет само, подчиняясь закону природы, и дело это долгое. Тут не каменщик, тут садовник нужен.

    Далее...Осторожно, спойлеры!


    Герб Российской империи, двуглавый орел, превосходным образом отражает всю систему управления в этой стране, где всякое мало-мальски важное дело поручается не одной, а, по меньшей мере двум инстанциям, которые мешают друг другу и ни за что не отвечают

    Центральный, на мой взгляд, герой - это не Фандорин , не Варя и не генералы. Это тот самый шпион, неуловимый Анвар-эфенди, персонаж вымышленный, но от этого не менее интересный. Кто он - жестокий убийца, для которого ничего не стоит убить друга? Или одержимый идеей фанатик, готовый пожертвовать собой ради призрака общего счастья? Восхищение вызывают его способности: предсказать, как поведут себя даже не люди - целые государства; развернуть сети, в которых увязнут лучшие умы - всё это выглядит чудовищным, но поразительным. Права Варвара: его бы способности да на благо общества. Но ведь он и действует в интересах общества! Масштабная шахматная партия, которая разворачивается на карте, не должна закончиться поражением, поэтому и идет Анвар на необходимые жертвы, показывая в то же время отсутствие бессмысленной жестокости (вспомните Гриднева в финальных сценах!). Да, его нельзя оправдать, но нельзя и не поразиться масштабностью замыслов этого человека. В их контексте не выглядят похвальбой слова турка:


    Моя жизнь значит в этой партии не так уж мало. Моя жизнь — это тоже фигура, но я ценю ее выше, чем Османскую империю. Скажем так: империя — это слон, а я — это ферзь.

    В целом, вторая книга серии получилась, на мой взгляд, сильнее первой. В ней появляется уверенный и сильный Фандорин, но сохраняется и некоторая наивность благодаря образам Вари и Пети. В ней соблюдается баланс между исторической правдой и художественным вымыслом. В ней точно выверены пропорции философских бесед и занимательных сюжетных поворотов. Итог - качественный детектив, с которым приятно провести осенний вечер.

    23
    148