Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
krolichianora26 ноября 2025 г.Семь несобранных повестей Исигуро
Книгу «Клара и солнце» я слушала в аудиоверсии. Слушала с интересом, но в итоге оказалась разочарована. Что хотел сказать автор, к чему была рассказана вся эта история, я, если честно, так и не поняла.
Сложилось ощущение, что Исигуро на протяжении всего повествования подбрасывает нам довольно интересные темы, но ни одну из них не раскрывает не то что до конца, но даже до середины. Мне кажется, из материала книги «Клара и солнце» можно было бы написать пять-семь завершённых повестей разного жанра — от фантастики до семейного триллера, — но автор собрал всё в кучу и не вытянул ни одной линии до по-настоящему интересной и завершённой истории. Очень жаль.
О чём эта книга? Антиутопия о мире, где человеческую душу можно эмулировать механизмом, и она потеряет ценность? О том, что мы недалеки от времени, когда роботы превзойдут людей в человечности? О жизни семьи с обречённым на смерть ребёнком? О семейных драмах и тайнах? О взрослении? Всем этим автор касается лишь вскользь, не успевая по-настоящему вовлечь читателя и не давая возможности проникнуться сочувствием к персонажам.
Сплошные недомолвки не интригуют, как, видимо, должны были, а лишь приводят в замешательство. Чем болеет Джози? Что не так с мамой Рика? Связано ли «форсирование» детей с болезнью Джози? Что случилось с её сестрой? Какие проблемы в отношениях у Рика и Джози и что мешает их дружбе? Что за невроз у мамы Джози? В какой такой тайной организации участвует отец? Почему даже администратор говорит туманными фразами? В итоге нас ждёт максимально предсказуемый финал. После которого хочется задать вопрос: «И что?».
Ещё одной особенностью книги является то, что все события мы видим глазами робота Клары. Не знаю, этим ли обоснована следующая особенность, но создаётся ощущение взгляда на события со стороны, будто через мутное стекло. Мы видим действия, но не чувствуем и не понимаем эмоций персонажей — они описаны исключительно через внешние проявления, а не через их внутренние переживания. Не знаю, как относиться к этому приёму. С одной стороны, он мешает сопереживать персонажам, но с другой — определённо создаёт необычную атмосферу: ты и впрямь чувствуешь себя немного роботом во всём этом. Если автор сделал это намеренно — браво, у него получилось. Но для меня возможность сопереживать героям — одна из важнейших вещей, которую я ищу в чтении. Здесь у меня не получилось: ни прочувствовать их психологическое состояние, ни понять тонкости взаимоотношений. Хотя реалии истории таковы, что для этого есть, где разгуляться.
Это вторая прочитанная мной книга Исигуро — первая была «Не отпускай меня», и она понравилась мне больше. Буду читать его и дальше. Определённо, сильная сторона автора — это первичная задумка, его интересные и нестандартные сюжеты.
6143