Рецензия на книгу
La casa dei silenzi
Донато Карризи
Аноним25 ноября 2025 г.К счастью, конец цикла.
Я давно считаю себя если не фанатом Донато Карризи, то большим его поклонником, читал абсолютно все его работы, неустанно жду новых. Итальянский писатель очаровал меня с первых же книг, которые появились на российском рынке в одночасье и тут же стали хитами. Ранее это всегда были яркие динамичные детективы, довольно кровавые и с замысловатыми сюжетами, заставляющие если не вжаться в кресло, то с большим интересом наблюдать за повествованием. Всё это говорю лишь затем, чтобы чётче описать моё разочарование тем, куда направил вектор своего внимания писатель.
Книга «Дом молчания» завершает новую тетралогию про героя Пьетро Джербера, талантливого улестителя-гипнотиста, способного с помощью особых техник заглядывать в подсознание своих пациентов и тем самым раскрывать сложные преступные загадки. И скажу вам после «Дома молчания», кажется, заключительной части этого цикла — какая же это была шляпа. Будто моего любимого автора детективов кто-то разделил натрое и теперь оставшийся полуфабрикат подаёт под старой обложкой. Сюжет упростился донельзя, свёлся к карикатурным схемам и простейшим финтам, теперь он к тому же припорошен мистикой, которую читателю нужно принять на веру. Роман читается за один вечер и ровно в тот же вечер выветривается из головы, настолько он второсортный, безынтересный, пластмассовый. Весь сюжет состоит из слепого следования по нескольким чек-поинтам, разделённого собственно сеансами гипноза.
Для меня «Дом молчания» — это не только картонные персонажи с банальными характерами и мотивациями, но и вторичный текст для самого Карризи. Если вы читали предыдущие романы, то вам может показаться, что вы всё это уже видели, и это вовсе не узнаваемый художественный метод, а кризис идей. Внутренне радуюсь, что на этом тетралогия закончена, возможно, далее писатель обратится к какой-то свежей теме и позволит себе поработать над ней чуть подольше, не упрощая очередную книгу до уровня подросткового детектива.
Сказать по правде, за прошедшие годы Карризи для меня растратил последнее очарование, мне даже было бы не по себе сейчас назвать его одним из своим любимчиков, ведь пиши столь проходные тексты кто-то другой — и я бы ни за что не вернулся к нему во второй раз. Писатель растерял весь авторитет в моих глазах, мне и не верится, что он мог ранее написать того же «Подсказчика», детектив, будто изменивший правила игры. Остаётся догадываться, в чём причина такого низкого качества текстов, но кажется, Карризи просто растворился в обналичивании чеков и погряз в самоповторе и бесконечных штампах. С тяжёлым сердцем отмечаю, что напиши автор новый роман — буду читать и его, но в это итальянское чудо я больше совсем не верю.
26337