Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    alyakhanina25 ноября 2025 г.

    Шедевр, написанный сатаной на обороте библии

    Есть книги, в которые проваливаешься, как в кроличью нору, выстланную церковными свечами и окурками. Мастер и Маргарита — именно такой люк в преисподнюю, причем преисподнюю на редкость благоустроенную и остроумную.

    Это не роман, а изощренная, многослойная мистерия, где священное и греховное пляшут канкан на руинах советской морали. Булгаков провел литературный сеанс черной магии, вызвав из небытия самого Князя Тьмы и заставив его работать в жанре сатирического фельетона.

    Вот он, Воланд, сама Преисподняя в дорогом сером костюме, прибывает в Москву 30-х годов — город, уже живущий по законам сумасшедшего дома. И что же он видит? Жадных бюрократов, врущих в газетах, алчных обывателей, мечтающих о кооперативной квартире и червонцах. И он, дьявол, с его-то вечными муками и котлами, смотрит на это человеческое ничтожество с вежливым, леденящим душу недоумением. Его кара — не адское пламя, а стопроцентное, кристально-черное разоблачение. Он не убивает грешников, он просто дает им возможность самим себя уничтожить, подложив им под нос зеркало, в котором они видят свое уродство.

    Параллельно разворачивается другая история — история Мастера и его романа о Понтии Пилате. Булгаков вписывает Евангелие от Дьявола в Евангелие от Христа, и они не спорят, а дополняют друг друга, как день и ночь. Прокуратор Иудеи, трусливый и несчастный человек, мучающийся от скуки и мигрени, оказывается куда более живым и трагичным, чем все эти берлиозы и латунские. Вечные вопросы добра, зла и трусости решаются не в небесах, а в пыльном кабинете прокуратора и в подвале Мастера.

    И, конечно, Маргарита. Не героиня, а гимн всем женщинам, чья любовь — это не ангельское терпение, а дьявольская ярость. Она не молится за своего гения, она сметает все на своем пути, становясь королевой бала сатаны, летя обнаженной над Москвой и круша квартиры критиков. Ее любовь — это тоже форма тьмы, ослепительная и всепоглощающая.

    Итог? Мастер и Маргарита — притча о том, что дьявол не приходит с рогами и вилами. Он приходит с изысканными манерами, свитой из говорящего кота и вампира, и билетом в варьете. Он приходит, чтобы доказать простую и страшную мысль: самый ужасающий ад — это не геенна огненная, а человеческая душа, добровольно отказавшаяся от света, совести и любви. И что самое пугающее? Прожив в этом аду всю книгу, в финале не хочешь из него уходить.

    8
    204