Рецензия на книгу
The Judgment of Caesar
Steven Saylor
Аноним25 ноября 2025 г.Действие романа разворачивается в 48 году до н.э. Гражданская война достигла кульминации и среди всей этой неразберихи автор вновь переносит действие за пределы охваченного отчаянием и беспорядками Рима, следуя по пятам за Помпеем и Юлием Цезарем, в Александрию, где читатель по воле бурной фантазии автора, попросту несется по американским горкам эмоций, поступков и происшествий, взлетая к высотам самых чистых и искренних чувств, и тут же низвергаясь в пучину злобы, коварства и ненависти. На мой непрофессиональный взгляд Древний Египет в романе так же правдоподобно реален, как и древний Рим. Описывая непримиримые контрасты между египетским обществом, (не так уж и давно могучей империей великих фараонов, некогда могущественной державой, ставшей теперь не более чем протекторатом Рима, утратившей со временем свой экзотический блеск и довольно сильно пообтрепавшейся из-за внутренних чисто семейных династических конфликтов, но все еще опьяняюще завораживающей), и не менее больной, разваливающейся на части и практически агонизирующей Республикой, автор обнажает истинную картину хаоса и неразберихи долгой и кровавой Гражданской войны, охватившей обе великих державы, стоящих на краю пропасти.
Гордиан и его тяжело больная жена Бетесда, уроженка Египта, отправляются в Александрию, чтобы та смогла искупаться в водах Нила, в надежде на излечение от её таинственной болезни. Но буйный вихрь истории накрывает их своим широким крылом и, едва достигнув берегов Египта, они попадают в самый эпицентр невообразимых исторических событий. Против воли они становятся свидетелями упорного и победоносного преследования Цезарем Помпея; Гордиан оказывается случайным очевидцем жестокого убийства Помпея по приказу египетского царя Птолемея XIII; в какой-то мере невольным участником кровавого и непримиримого противостояния и борьбы за власть между Птолемеем и его сестрой-женой, легендарной Клеопатрой VII, борющихся за политический союз и личную привязанность Цезаря, а затем и скандального романа с Клеопатрой, а также последовавшей за этим Александрийской войне.
Поездка, на которую возлагались такие надежды, обернулась личной трагедией для Гордиана : Бетесда загадочно исчезает в мутных водах Нила и после долгих и безрезультатных поисков Гордиан начинает с трудом, но мириться с мыслью, что она погибла.
Фактически детективный сюжет занимает лишь несколько страниц в конце романа, где Гордиан пытается расследовать тайну, связанную с исчезновением Бетесды и, что более важно, снять обвинения с его приемного сына Метона, которого подозревают в попытке отравления Клеопатры или даже самого Цезаря.
С этого момента личная потеря и горе Гордиана переплетаются с запутанной и опасной политической интригой, вынуждая обычно аполитичного Гордиана действовать в самом центре судьбоносных событий римской истории и политического хаоса. Он становится свидетелем и участником событий огромной общественной значимости. Его роль — это роль "наблюдателя", который однако, и по воле автора, несмотря на свое упорное нежелание, постоянно оказывается вовлеченным в дела "великих". Сейлор не только воссоздает эпоху, но и показывает, как великие исторические события влияют на жизни обычных людей (или тех, кто хочет и пытается ими оставаться, как Гордиан).
В романе достаточно подробно описана Александрия Египетская — центр эллинистской культуры, науки и интриг, ее многонациональное население, архитектура, великие памятники прошлого величия, как Александрийский (Фаросский) маяк, Великая Библиотека, гробница Александра Великого, царский дворец и напряженная атмосфера города, раздираемого войной.
И автор мастерски вплетает вымышленного Гордиана в фактические исторические события.
У Сейлора свой взгляд на двух центральных фигур, вершащих историю в ту эпоху. Цезарь изображен не как непогрешимый полубог или законченный тиран, а как сложный человек, взваливший на себя непсильное бремя власти. Гордиан, наблюдая за ним, часто видит теневые стороны его характера, вплоть до проявления восточного деспотизма, как например это описывается в эпизоде с принуждением евнуха к самоубийству.
Описывая Клеопатру автор сознательно избегает стереотипа роковой соблазнительницы, сложившийся в массовой культуре. Его Клеопатра определенно отличается от образов, запечатленных в многочисленных фильмах и романах. Она удивительно умна, хладнокровна, амбициозна и хитра, но не лишена некоторой кокетливости и склонности к флирту. Считая себя по традиции живым воплощением богини Исиды, она преисполнена чувством своей божественности и избранности и власти над людьми.
Это отважно сражающийся политик, вынужденный конкурировать за внимание Цезаря с собственным младшим братом Птолемеем. Среди всего этого блеска и буйства чувств и событий, Цезарь - в общем-то уже достаточно пожилой по тем меркам человек, удивлен, поначалу даже обескуражен, а затем и очарован столь жарким вниманием не одного, а сразу двух царских особ. Несмотря на постоянное напряжение и давление обстоятельств, требующих от него предельного внимания и собранности, видно, что и Гордиан тоже чувствует влияние и ограничения возраста.
Описываемые события настолько драматичны сами по себе, что Сейлор позволяет детективной истории отойти на задний план и играть партию второй скрипки, а роль Гордиана на этот раз заключается в том, чтобы просто быть свидетелем и наблюдать.
Саму тайну не так уж и сложно разгадать, но наверное все же я не буду далека от истины, если осмелюсь утверждать, что мы читаем Стивена Сейлора не из- за заковыристых тайн и загадок, а именно за то, что он так здорово умеет воссоздать эпоху и ее атмосферу, возвращая нас во времени и перенося в пространстве.
И в этой книге у названия есть свой особый смысл: «Суд Цезаря». Задача Гордиана обнаружить истину, но окончательное решение о виновности его сына (и о судьбе всего Египта) зависит лишь от самого Цезаря.
Приговор Цезаря определит судьбу сына Гордиана, а выбор, который Цезарь сделает между Клеопатрой и ее братом Птолемеем, определит будущее Римской империи. В центре этих двух дилемм Гордиан невольно становится той точкой опоры, которая в итоге нарушит привычный баланс истории. Свидетель смерти старого мира, он вынужден сыграть решающую роль в рождении грядущего мира.
Юный царь Птолемей XIII до сих пор остается спорной и мало исследованной фигурой, и его ранняя смерть одарила его врагов полной свободой действий и позволила его соперникам рассказать их версию его исторического и политического фиаско. Поэтому автор задумал наделить проигравших возможностью быть услышанными, чтобы более полно обозначить их место в истории. Поэтому в романе автор уделяет Птолемею столько же внимания, сколько и его сестре Клеопатре, прочно занявшей свое место в мировой истории.
Через все сопутствующие Гордиану катаклизмы автор наглядно передает ощущение ломающего все на своем пути, разрушающего человеческие жизни и судьбы трагического и неотвратимого перехода от старой Римской Республики к диктатуре и империи.
Через Гордиана автор перемещает нас в центр важнейших исторических событий в качестве прямых свидетелей и очевидцев, используя множество источников и подлинные сведения из уст самих участников и добавив немного таинственности, которая органично включает в себя всех основных игроков на сцене истории и позволяет нам увидеть эти события несколько в другом свете, чем их сухое и бесстрастное описание на страницах учебника истории.10103