Рецензия на книгу
Cutting for Stone
Abraham Verghese
Аноним25 ноября 2025 г.«Самая лучшая операция — это та, которую удалось избежать», — Николай Иванович Пирогов
Этой рецензией я хочу в очередной раз напомнить самой себе, что прежде чем купить книгу, прочитай хотя бы ознакомительный фрагмент. Тем более, если книга стоит как крыло от самолета. А если в книжном магазине тебя накрыл приступ шопоголизма и ты хватаешь всё, что видишь, то это верный признак того, что надо двигаться на выход. И не надо слушать ничьи рекомендации, кроме тех людей, кто тебя хорошо знает и понимает, что тебе может понравиться.
Наверное, меня настиг мини-нечитун. Дурацкое состояние, когда читать вроде и хочется, а рука ни к чему не тянется. Муж, увидевший на ночь глядя наполовину опустошенный книжный шкаф, сказал: «Не знаешь, что почитать, возьми то, что давно лежит». Я воспользовалась его советом и взяла «Рассечение Стоуна».
Трижды чуть не бросила чтение. Первый раз после первой части с родами. Мне не понравилось, что текст подается слишком в лоб, показалось, что произведению не хватает какой-то... изящности. Автор постоянно отвлекается от повествования, чтобы рассказать о действующих лицах. Он буквально прерывает напряженную сцену родов, которая из-за этого длится четверть (!) книги, для того, чтобы проговорить для читателя биографию второстепенных героев. Эти биографии потом в сюжете практически не сыграют никакой роли, не раскроют глубже персонажей. На мой взгляд, это довольно прямолинейный прием, если даже не примитивный. Например, то, что у стажёрки нет чутья сестры милосердия, прекрасно видно из её действий по ходу сцен, и было бы достаточно одного подобного упоминания. Не нужно было проговаривать это по несколько раз, не нужно держать читателя за идиота, он поймет с первого раза. Или этот пресловутый луч солнца, который заглядывает в операционную в момент рождения детей, и на который обращают внимание читателя несколько раз. Или персонажи неустанно повторяют, как нужна Хема, как не вовремя она уехала, и в «её» главе автор ещё раз приговаривает, что она не подозревала, как нужна, иначе бы она поторопилась. Так и хотелось крикнуть: «Да поняла я! Не надо мне одну и ту же информацию прожевывать по пять раз!». Автору, на мой взгляд, в этой части не хватило чуткости писателя. Это будет прослеживаться и дальше, по ходу повествования, но уже не в таком большом количестве. Не бросила читать на этом моменте, потому что
рогом уперласьподумала, может, дальше история развернется, дочитаю хотя бы до середины, а там посмотрю.Часть про детство героев оказалась нудной. Я просто вежливо пробегала глазами по тексту.
Единственные моменты, которые понравились, — это бдения Хемы и Гхоша возле Шивы из-за апоэ новорожденных и операция Мебрату, которую пришлось проводить Гхошу.И я бы бросила, как собиралась на середине книги, но началась арка с переворотом, и вот тут, наконец, стало интересно. Но подобные моменты истории всегда интересны и трагичны, из-за того что судьбы персонажей меняются, а их жизнь находится под угрозой. Так что не уверена, что в этом есть большая заслуга автора. В подобные переломные моменты, как ты ни опиши их (хотя наверняка найдутся «умельцы»), оставаться совсем безразличным невозможно. Собственно, единственный герой, за которого я переживала и за кем действительно было интересно следить, — это Гхош.
И третий раз, когда я подумывала не дочитывать, — это подростковые годы героев и арка с Генет. Я не хотела читать подростковый роман со всеми вытекающими выяснениями, кто еще девственник, а кто уже нет, кто кого и где сношал, и в каких позах. Спасло то, что эта часть не очень большая.
Вообще автор почему-то очень часто в тексте касается темы ниже пояса. При этом именно медицинская часть, даже если она и касалась гинекологии и андрологии, была действительно неплоха. Операции, причины и симптомы болезней, трудности учебы, проблемы системы здравоохранения в США и Эфиопии, клинические случаи — описаны со знанием дела, видно, что это личный опыт автора. Но периодически Вергезе скатывался в откровеннейшую пошлятину там, где это было совсем не нужно. Главные герои — хирурги и гинекологи, недостатка подобного материала в этих профессиях и так нет. Например, зачем указывать, что в подростковом возрасте у Хемы начали расти волосы на лобке? То, что она становится женщиной, было понятно и без этого, ведь уже описана округлившаяся грудь и что девушка сильно выросла. А почему другие вторичные половые признаки не вспомнили? Почему обязательно лобок? У девушек волосы ещё и в подмышечных впадинах начинают расти, появляются менструации, помимо груди округляются бедра. Наверное, всё это придирки душнилы, но мне это резало глаз. Я считаю, что это было лишним.
Далее герой попадает в Америку, и вот, наконец-то, эта арка была действительно интересна, наполнена событиями, трагедиями.
Я даже пустила слезу на моменте, где Мэрион сообщает Стоуну о смерти Гхоша, и в сцене смерти Шивы.Собственно, эта часть вытянула для меня книгу, и я поставила нейтральную оценку, а не отрицательную.
Мне не хочется сильно распыляться и оценивать поведение всех героев, которые довольно часто, несмотря на то, что они профессиональные врачи, ведут себя глупо именно в медицинской области.
Возьму только главного героя. Хирург, работающий в Нью-Йорке в 1986 году, спит без презерватива с женщиной, побывавшей в тюрьме и неизвестно где находившейся еще. В это время как раз во всю бушует эпидемия СПИДа. Главный герой должен был эти страшные события в режиме реального времени наблюдать. Ему еще повезло, что подхватил только гепатит В, а не целый букет с ВИЧ впридачу.
У него не было никакой рефлексии, попытки осмыслить произошедшее после смерти брата. Ведь его брат-близнец мог бы остаться жить, если бы Мэрион был чуть рациональнее, не спал бы с Генет вообще или хотя бы надел презерватив. И ведь она пыталась ему сказать, что он должен это сделать. Да, у него есть слезы, прострация, но никакой попытки понять первопричину. Он же врач, в конце концов! Эта операция подарила многим детям шанс на жизнь и вообще, как там написано, продвинула медицину на десятилетия вперед. Но стоило ли все это жизни брата? Никаких мыслей в эту сторону даже близко нет. Пустота. Было бы символично, если бы Мэрион по итогу своих размышлений сделал вывод, что подобный обмен рационален, в стиле Шивы, и именно это бы намекало, что частичка брата всегда с главным героем. Но автор предпочел опять прямо в лоб сказать: «Вот и мы».
Вообще рассказчик не вызывает никаких положительных эмоций. Он обижается на Шиву, что отнял его любовь. Но Мэрион же прекрасно знает, что Шива другой. Уж кого в этой ситуации винить не нужно, так это Шиву. Чтобы столько лет обижаться на брата, понимая его инаковость, надо быть каким-то феерическим инфантилом и эгоистом. Очень похоже, что братья зеркальны в своем отношении к окружающим. Шива закрыт ко всем, кроме женщин, с ними он как раз проявляет редкостную эмпатию. А Мэрион прекрасно общается с окружающими, но чувства женщин не понимает от слова совсем. Какой нормальный мужчина захочет переспать с девушкой, которую трясет от высокой температуры? Когда Генет сказала ему, что у нее всегда бывает кровь после секса и ей больно, он только спрашивает, когда у нее появился кашель. Казалось бы, такое поведение больше подошло бы Шиве. Мэриону плевать, что он причинил ей боль несколько раз, его волнует только кашель и собственные переживания.
Кроме Гхоша, я не смогла проникнуться симпатией ни к одному персонажу. Они все какие-то... отрывочные, поверхностные. Собственно, Гхошу я сопереживала из-за его врачебного мужества, если можно так сказать. Человек с большой буквы, терапевт, которому в условиях острой нехватки врачей пришлось «переквалифицироваться» в хирурга (предыдущий, состроив «королеву драмы», трусливо сбежал жалеть себя и наматывать сопли на кулак), проводил операции, хотя мог бы и отказаться, ведь он специалист по внутренним болезням. Вдобавок не испугался ответственности за двоих детей, воспитал и был опорой для них и своей жены. Все женщины, да и большинство мужчин в этой истории, к сожалению, это просто декорации. Даже Хема, биография которой довольно подробно расписана. Всех персонажей можно описать несколькими словами, но глубины за ними нет. И еще у автора буквально какая-то мания описывать проборы на голове. Пожалуй, единственным неплохо прописанным женским персонажем является матушка-настоятельница, но только в рамках своей роли главы Миссии, более глубоко автор не стал копать.
Вот и от всей книги веет чем-то поверхностным. Вроде и важные вопросы затрагиваются, и драмы насыпано, и трагедия есть. В достатке кровь, пот, следы и другие физиологические выделения. И книжка толстая, и персонажей много, и описаний насыпано, и колорит есть — Эфиопия, и пример более «попсовой» культуры — США. Но всё как-то... недокручено. Действительно хорошие сцены можно пересчитать по пальцам.
Наверное, насмотревшись восторженных отзывов, я ожидала большего, и мои ожидания не оправдались. Перечитывать вряд ли буду, поэтому книга отправляется в библиотеку.
Содержит спойлеры11373