Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Звезда КЭЦ

Александр Беляев

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2025 г.

    Весьма бодрая, динамичная и, не побоюсь этого слова, легкая фантастика – буквально на вечер. Вместе с тем здесь есть место и философским рассуждениям, и некоторым научным изысканиям или объяснениям.

    Главный герой – биолог Леонид Артемьев, достаточно скромный, замкнутый человек, – влюбляется в соседку Антонину и неожиданно для нее и даже больше для самого себя пускается в приключения (и есть в этой поспешности и авантюрности явные жюльверновские отголоски). Парочка отправляется на гору Памир, а оттуда – загадочную «Звезду КЭЦ», космическую спутницу Земли. Место, вдохновленное К.Э. Циолковским и посвященное ему. Здесь и начинается знакомство героя и читателей с космосом, усовершенствованной Землей, необычной Луной и проблемами, возникающими на пути освоения звездных пространств.

    Роман дихотомичный. С одной стороны, очевидны оптимизм автора, уверенность в научном и техническом прогрессе, восхищение возможными открытиями и достижениями. И многое из описанного действительно стало реальностью: VR-очки в библиотеках, полеты в космос аппаратов и людей, выход в открытый космос, космические станции.

    И то, что реальностью пока не стало, но вполне может ею стать: охота за астероидами и метеоритами, использование космических камней в производстве, оранжереи и зоолаборатории в космосе («теплицы» на МКС, правда, есть, но еще не в таких масштабах). Для столь малого объема произведение необычайно насыщено описанием разнообразных технических новинок и свершений, природных явлений и научных открытий.

    С другой стороны, этот оптимизм соседствует с некоторым упадничеством, пониманием ограниченности безграничного космоса, ностальгией по Земле. И неслучайно в этом свете в качестве рассказчика выбран биолог (ботаник) – уж он-то разбирается в растениях и травах (вернее траве, хе-хе)!

    К слову, во многих пассажах слышатся отголоски далеких еще песен космической эры. Здесь и следы на пыльных тропинках далеких планет:


    Я ходил по этой Луне, следы наших ног остались на ее поверхности, «кусочки Луны» мы везли с собой на КЭЦ, на Землю.

    И трава у дома:


    И вдруг мне вспомнилась моя давнишняя поездка в вагоне самого обыкновенного поезда со старичком паровозом… Лес сменяется озером, озеро — холмами, по холмам разбросаны дома, утопающие в садах… Сколько разнообразия впечатлений, сколько «движения» для глаза, уха, носа, выражаясь словами Тюрина. А здесь — ни ветра, ни дождей, ни смены погод, ни ночи, ни лета, ни зимы. Вечно однообразный траурный свод неба, страшное синеватое солнце, неизменный климат в ракете…
    Нет, как ни интересно побывать в небе, на Луне, других планетах, но эту «небесную жизнь» я не променяю на земную…

    Временами же в своей простоте и романтичности эта космическая повесть напоминала сказку, сквозь которую прорывались зловещие антиутопичные нотки: вырубленные на Земле тропики, осушенные болота, зарытые каналы Ленинграда, полюс безо льда. То, что сейчас тоже стало почти реальностью, но оказалось не апгрейдом, как виделось тогда, а ошибкой системы.

    И совсем уж отдельной песней звучит рассказ о путешествии на Луну – эдакий роман в романе, чем-то напоминающий «Путешествие Артура Гордона Пима» Эдгара По. Такие же несколько странные и нелогичные по современным меркам представления о жизни (реально жизни!) на Луне (как у По – о Южном Полюсе), фантасмагоричные описания со сверкающими камнями и мхами.

    В целом же этот роман – настоящий светлый гимн космосу, гению Циолковского, совершенству технической мысли и прогресса, заряжающий потомков на будущие свершения.

    6
    86