Рецензия на книгу
The Gift
Vladimir Nabokov
Аноним23 ноября 2025 г.Беспощадный апогей того, что может Набоков
Дочитала роман Набокова «Дар». Много ругала, читала по одной странице в день, срывалась на «легкие» книги, диагностировала сдвг у себя (что не правда, у меня есть справка) и аутизм у Набокова (что доказано). Дочитала, выдохнула, вдохнула и .. открыла еще одну книгу Набокова. Из любимых авторов не вычеркиваю, даже карандашом. Сюжет романа простой, он описывает незамысловатую жизнь русского иммигранта в Берлине после Октябрьской революции: переезд с одной квартиры на другую, творческие искания, репетиторство, бедность, посещения творческих вечеров и кружка литераторов, встречу возлюбленной. Так же роман представляет собой «метароман», «роман в романе», то есть он включает в себя отрывки, наброски и даже полностью целый роман, написанные главным героем. Несмотря на то, что Набоков открещивается от автобиографичности, сложно не проводить параллели с жизненным и творческим опытом самого Набокова. Автор отделен от рассказчика, а рассказчик, в свою очередь, часто прячется, ускользает или сливается (с кем?): вот главный герой говорит от первого лица, потом, в этом же абзаце, повествование продолжается от третьего, проявляя невидимого обозревателя, потом могут появиться «мы». Кто это «мы», они с нами вообще в одной комнате? (Скорее всего нет, акцент может резко сместиться не только от одного угла зрения к другому, но так же и переместиться во времени, вот мы были в настоящем, а вот уже в недалеком будущем, произошло что-то вроде ретроспективы). Вспомнились ощущения от «Приглашения на казнь», только вместо антиутопичной, наполовину жестко социалистической, наполовину сказочной сцены - более осязаемый, но все же в фантасмагорической дымке восприятия героя, для которого форма господствует над сутью - Берлин, где происходящее может оказаться выдуманным разговором главного героя или его сном. Все вышеперечисленное, разумеется, не способствует легкому чтению.
Для того, чтобы оценить в полной мере роман «Дар», его ценность и остроумие, нужен огромный литературный и исторический контекст. Нужно стать тем самым «идеальным» читателем, о котором мечтает Годунов-Чердынцев. Мы, ординарные миллениалы, им в основной массе не обладаем.
Никому не советую. Может быть перечитаю через несколько лет.679