Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
Аноним23 ноября 2025 г.Потребность рождает идею, идея рождает действие
Итак, даже не знаю с чего начать. К Стейнбеку я прикоснулся совсем недавно, прочитав его книгу "К Востоку от Эдема", прочитав множество рецензий и обзоров у меня сложилось впечатление, что именно это является тем самым "Magnum opus"-ом автора. И возможно для многих людей это действительно так, возможно так было и для самого автора. Но, все-таки, прочитав именно "Гроздья Гнева" для меня не осталось никаких сомнений, что вот оно - то самое произведение, которое просверлит в душе огромную дыру, которая едва ли сможет зажить.
Произведение охватывает время Великой Депрессии, пик капиталистического мирового кризиса, и в частности США, к слову, который заканчивается полноценно именно в начале Мировой Войны (Совпадение?). В центре внимания семья самых обычных работяг фермеров, которые как и десятки тысяч других начинают терять свои земли из-за долговой кабалы перед банками - землю постепенно забирают банки все больше и больше, а следом начинают приобретать крупные собственники, обрабатывая землю более современными инструментами, где один фермер на тракторе начинает обрабатывать землю, которую обрабатывали десятки рабочих фермеров. Конечно, стоит упомянуть и то, что в долгах оказывались вследствие того, что были серьезные засухи и прочие климатические потрясения для фермеров, где работяги просто не справлялись с тем, чтобы свести концы с концами.
Та самая семья фермеров - Джоуды, вынуждены начать предпринимать какие-то действия, чтобы не умереть от голода, и решают ехать на Запад в Калифорнию, в поисках работы, клюнув на желтую листовку, где требуется много рабочих на сбор фруктов. В мечтах о стабильности и уверенности в завтрашнем дне они и отправляются в это тяжелейшее путешествие. По сути, вся книга - это буквально их путешествие из точки А в точку Б и разными остановками, со множеством потрясений, проблем и трагедий.
Все дальше и дальше проезжая на Запад происходит полное разрушение всех прежних надежд о поиске хоть немножко лучшей жизни. Кризис охватывает настолько сильно всё и вся, что общество буквально раскалывается на почве классовой ненависти друг к другу. В произведении очень хорошо отражены все прелести доблестных крупных собственников и их поведения на рынке труда - демпинг заработных плат, обман рабочих, сговоры крупных ассоциаций, которые диктуют и устанавливают цены на работу - которые, к слову, настолько нищенские, что на них невозможно не то, что прокормить семью, а даже прокормить себя одного. Среди обычных людей, десятков тысяч таких же, как семья Джоудов, которые едут на Запад - буквально разворачивается голод, и это притом, что продукты есть, земля пладородная есть (правда она во власти меньшинства), но все это в рамках кризиса начинает уничтожаться, дабы не обрушить цены. И самое пародоксальное и депрессивное, что все это происходит с людьми, которые желают работать - только дайте им эту работу, это не какие-то тунеядцы, это обыкновенные люди, которые просто хотят жить по-человечески, чтобы им хватало на кусок хлеба, чтобы их дети не пухли с голоду и не умирали.
То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином. И над страной встает запах гниения.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно.В свою очередь борьба с этим явлением идет в лоб, зачем бороться с голодом и решать проблемы безработицы, если можно бороться с людьми и использовать их как материал - нанимаются толпы добрых мужей в отряды так называемых "понятых", которые подавляют всякую низовую организацию людей, которые могут безнаказанно убивать и кошмарить лагеря этих люедй, которые чувствуют себя буквально маленькими "богами", которые имеют право распоряжаться жизнями ненавистных ими "оки".
Во всем этом происходящем для меня лично выделяется прекрасная особенность того, что общество затянутое в такие тиски волей неволей начинает задавать вопросы, почему у одних - все, а у других вообще ничего. Человеку в таких обстоятельствах даже не нужно никакой пропаганды вражеской (красной), чтобы он начал сажать зерно сомнений о состоятельности и правильности текущей реальности.
Если б вам удалось отделить причины от следствий, если бы нам удалось понять, что Пэйн, Маркс, Джефферсон, Ленин были следствием, а не причиной, вы смогли бы уцелеть. Но вы не понимаете этого. Ибо собственничество сковывает ваше «я» и навсегда отгораживает его от «мы».
Западные штаты беспокоятся — близки какие-то перемены. Потребность рождает идею, идея рождает действие. Полмиллиона людей движется по дорогам; еще один миллион охвачен тревогой, готов в любую минуту сняться с места; еще десять миллионов только проявляют признаки беспокойства.Что касается художественной составляющей проивзедения, то здесь все на высоте. Описание быта простого человека, описание окружения, что люди думают, говорят - здесь Стейнбек настолько метко попадает в сердцевину происходящего, что у тебя нет сомнений - он был непосредственным свидетелем этого ужасного времени. Великолепные персонажи, особенно запали в душу Том и Кейси и то, как Кейси рефлексировал свой идеализм, который постепенно, как мне кажется, все-таки, трансформировался в материализм и дал толчок для Тома в итоге.
Произведение читается одновременно легко и сложно, легко с точки зрения слога и текста, сложно из-за сути происходящего, каждую большую главу я просто переваривал какое-то время и не мог приступить к новой, в итоге чтение растянулось на почти 3 недели. Концовка вообще ударила меня по голове, сильное ощущение недосказанности, что будет дальше с персонажами, что будет с Томом?
463