Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним22 ноября 2025 г.Субъективная любовь. Маска вечной жертвы и обвинителя
О, как много здесь о вере, смысле жизни и любви, а как мало (недостаточно) изложено о мифе. Так что энтузиастам греческой мифологии достанется лишь половина одного из моих самых любимых и романтических мифов о Психее и Эросе (Амуре).Но это не отнимает того великолепия, что было на протяжении и осталось после прочтения книги. Ведь рассказчик здесь ненадёжный, и от куда тому знать, что было за кулисами влюбленных в дали от посторонних глаз.
Главная героиня по имени Оруаль (старшая сестра Психеи/Истры), она же - ненадежный рассказчик. Из прекрасного у неё есть только имя, так как красотой не обделена, на что собственно был и направлен чуть ли не весь сюжет "красавица и чудовище". Красота Психеи - божественная, неземная и совершенная; красота Оруаль - уродлива, безобразная и безликая. Тем не менее, обе по-сестрински любили, воспитывались и заботились друг о друге, так как мать их скончалась, царь отец-тиран при троне и заботы его соответствующие: управлять маленьким и бедным царством, защита от соседей и попытки умилостивить свирепую богиню Угнит, чтобы избежать чумы и голода. Дети остались на попечительстве греческого раба Лисандра, который обучал греческой культуре, языку, философии, грамотности и риторики.
Все началось с жертвы. Дочь царя, Психея, приносится в жертву Унгит - жестокой богине, которую греки позже отождествили с Афродитой (Венерой), так как её красота была "угрозой" для Унгит, ведь неземная красота Психеи заставляла людей отказаться от поклонения настоящей богине и те перестали приносить дары в храм, отдавши предпочтение смотреть на Психею как на живую богиню. Это считалось покушение на божественную власть и на сам статус божества красоты. Из-за чего оракул потребовал жертву. Это символизирует идею о том, что чистая и неземная красота Психеи, которая не требовала поклонения, но получала его, не могут сосуществовать с завистливой, холодной и разрушительной красотой Унгит, и должна быть принесена в жертву. Жертва Психеи - спасение царства от бедствий. Вместо смерти она становится невестой Бога Горы - Эроса/Амура, но с единственным условием - она никогда не должна увидеть его лица и не спрашивать его имени. Для ее сестры Оруаль это стало поворотным моментом, породив ненависть и глубокую обиду на богов. Они отняли у неё Психею, которая была наибольшей любовью для старшей, любовь эта эгоистична и собственническая, а обида привела к тому, что Оруаль в итоге раскрыла богам свое истинное лицо "алчущей бездны", что символизирует осознание ею своей эгоистичной, ненасытной любви. Желание полностью обладать сестрой, не желая ей истинного добра вне своей власти.
Роман пронизан глубоким религиозным символизмом (логично, здесь много божеств в амплуа каменных идолов, как неосязаемые голоса и таинственные силы): он гармонично синтезирует языческие (например, жертвоприношение, мстительные и капризные боги) и христианские мотивы (искупление и очищение, путь к самопознанию). Произведение исследует темы сомнения и обретения веры, духовного преображения и познания Бога не через обвинения, а через личный опыт и смирение. Оруаль считает себя жертвой богов, но не видит своего собственного греха, проходит путь от жалоб на несправедливость богов до осознания своего "лица" перед лицом Божественного.
Самым значимым для меня остался символ "Обретение лица", назовём это так. Ведь главной составляющей данного романа, в отличии от мифа-первоисточника я считаю не красоту, а её отсутствие со слов и обличия главной героини Оруаль. Постоянное сравнение с красотой сестры, а своё лицо считала помехой и бременем жизни, препятствие в отношениях с людьми из-за чего её не любили и отвергали, она верила, что её внешность лишала её человеческого счастья.
Сначала Оруаль прячет свое лицо за платком, который становится барьером, защищающим ее от взглядов и суждений. Со временем она принимает платок как часть себя и своей власти и роли Царицы, создавая образ суровой правительницы и воительницы. Скрывая свое лицо, она скрывает свою истинную, извращенную любовь и нежелание нести ответственность за свою жизнь. Маска, за которой скрывается эгоизм, и барьер, не позволяющий ей установить подлинные отношения ни с сестрой, ни с Богом. Платок - это отсутствие подлинного лица, а его снятие - обретение лица - происходит в видении, когда она понимает истину о себе и Боге. "Пока мы лиц не обрели" указывает, что человек не может увидеть Бога и понять истину, пока не перестанет прятаться и не обретет свою истинную душу, в случае с Оруаль - свое лицо.Неочевидное, но аналогичное сопоставление о "скрытии/сокрытии лица" можно поставить и между Богом Горы. Оруаль это сделала намеренно в отношении своего лица, а Амур/Эрос - как главное условие для Психеи. Два понятия скрытия лиц сопоставимы как контрастные проявления одной темы - необходимости "лица" и "личности" для истинного общения. Скрытие Лица Оруаль платком - добровольное сокрытие физического "уродства", которое является отражением её внутренней гордыни и эгоизма. Скрытие Лица Бога Горы - это намеренное сокрытие божественного "лица" (божественной сущности) для пробуждения веры в Психее, для более глубоких, духовных отношений, основанных на доверии, а не на зрении. Истинная "личность" и "лицо" - это не просто внешность, их сокрытие либо препятствует (Оруаль), либо углубляет (Бог Горы) отношения.
Льюис в своем ретелинге использовал языческий миф как иносказательный образ для изложения христианских истин:
О грехе, зависти, эгоизме. Собственническая и "алчущая" любовь Оруаль, которая пытается разрушить счастье Психеи, символизирует греховный эгоизм и зависть.
Истинная Вера. Невидимый Бог Горы, требующий от Психеи жить верой, а не зрением ("блаженны не видевшие, но уверовавшие").
Искупление. Путь Оруаль, её осознание своей вины и, в итоге, слияние её "лица" с лицом Психеи в конце романа, символизирует исповедь, покаяние и духовное преображение через отказ от эгоизма.
Истинной природе любви. Любовь - это дар, который освобождает и желает счастья любимому человеку, даже если это означает потерю его для себя.19129