Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Графиня Рудольштадт

Жорж Санд

  • Аватар пользователя
    Аноним21 ноября 2025 г.

    Не возвращайтесь к былым возлюбленным

    Как я любила эту книгу в юности. Сколько же грустных мыслей она оставляет, когда читаешь её во взрослом возрасте! И где начать... Наверное, с конца. Многим эпилог не зашел от слова "совсем", но на самом деле конструкция начала рушиться еще в самом начале книги. Жила-была девочка, которая очень любила театр. Еще она любила жениха, а так же своего учителя. Учитель изначально никаких особых планов на нее не имел, кроме как сделать из нее монахиню. А когда владелец театра сказал, что сделает приму из Консуэло, Порпора заявил, что до добродетели своих учениц ему дела нет, а вот вкус в искусстве театр девушке испортит. Но потом он видит, что девушка супер талантлива и... раскрывает ей измену жениха... Зачем? Очень сильно за нее волновался? Да вроде до этого рассказывалось, что кормил ее Андзолетто. Когда умирала мать, рядом был Андзолетто. Защищал ее всегда Андзолетто. А тут Порпора силком вырывает ее из привязанности, из театра, из дебютов и посылает в тьмутаракань. Порпора понял, что Консуэло - звезда первой величины, а Андзолетто, Корила и граф вполне могли бы извлечь из этого выгоду, оставив самого старого тщеславного учителя не у кормушки. И он отсылает ученицу в замок Исполинов. В семье Рудольштадтов кстати подрастает молоденькая девушке лет 17-18, которую пророчат в жены графу Альберту. У девочки нет мамы, в детстве ее отослали в монастырь, в 16 оттуда вытащили, сказали "выходишь замуж", зная, что кузен у нее мягко говоря очень проблемный. Кузен потом, вместо того, чтобы с ней поговорить, вообще забыл о ее существовании, отец дрых всю жизнь или охотился, девчонка попала "в дурную компанию" и ее же потом посадили, после чего от нее отказалась вся семья. И там где спрашивать надо со всех взрослых, включая графа Альберта, феминистка Жорж Санд вешает собак на самую молодую героиню своего романа.
    Граф Альберт влюбился... Уговаривает подарить ему любовь как крупицу жалости и выйти за него замуж... Консуэло не очень умна, но она даже не задумывается особо, надо ей это или нет: она знает точно что не надо. Поэтому как тут не вспомнить фразу "Как ты довел свою жену, что она в море с акулами от тебя прыгнула". Консуэло предпочла дороги, опасности, вербовщиков, насильников, да кого угодно, лишь бы котомку через плечо и драааааапать! Так как она всё таки добрая девочка, Альберта ей конечно жалко, но драааааааапать! Бежит она к нищему учителю, который проталкивает ее в надежде и самому протолкнуться. И вот тут два интересных момента. Живут они бедно, Консуэло и одежку ему чинит, и драгоценности для него закладывает, и у плиты стоит - готовит. Запомним этот момент, потому что потом для Консуэло в лучшую сторону ничего не изменится! Второй момент - она говорит Кориле "Моего ребенка здесь (у каноника) не было бы". Чтобы в эпилоге канонику пристроить сразу не то трех, не то четырех детей. Карма видимо та еще с...ка.
    Альберт умирает. Нет чтобы спокойно умереть от любви, нет! Он срочно вызывает к себе любимую женщину и такой "ну ты меня отвергла, я вот ... и всё". Как потом любимой женщине с этим жить, кого тревожит чужое горе?
    А как она потом жила? Плохо. Она болеет, она переживает тяжелейший шок и чувство вины. У нее, если читать внимательно, депрессия. Которая усугубляется тем, что на ее нервах откровенно играют все, включая Альберта! Потом все это объясняется тем, что якобы они хотели постепенно подготовить ее к возвращению мужа. Но подготовили на "ура" - втянули в дворцовые интриги, после чего она на несколько месяцев оказалась в тюрьме. Благодаря лучшему другу покойного мужа. Или даже нескольким его друзьям. А так же потенциально и матери. Нельзя требовать от старого романа следовать стандартам современного общества. Конечно, поцелуй в карете, в темноте, по отношению к женщине, которую еще и опоили чем-то, - это в то время возможно казалось романтичным. Ладно. Опустим и то, что вербовали Консуэло так, как сейчас вербуют в жены боевикам запрещенной террористической организации. Заострим внимание на концовке. Консуэло - замужем. Ее муж ничего не умеет кроме составления гороскопов. Деньги у него текут рекой из рук. Рожает она довольно часто. И вот ее жизнь: она впахивает в театре, заботится о детях, вынашивает их, рожает, так же ведет хозяйство, стирает, готовит, штопает, попутно выполняет поручения Ордена, попутно тратит все свои деньги на добрые дела и Орден ей (обратите внимание на формулировку в романе) приходит на помощь, когда ее собственных средств не хватает. Это ломовая лошадь, которая все на себе тянет. Это по сути такая же рабыня, вроде тех женщин из крестьянской семьи, с которыми она познакомилась во время путешествия. Потом Альберт доигрался, и Консуэло вынуждена оставить своих маленьких детей! Разлучиться с ними на долгие годы! Опять отсидеть. Потерять голос! Вероятно и здоровье, но она потом еще рожает! И в этот момент хотелось сказать: "девочка, тебе не в Вену надо было бежать! Надо было через Сибирь, через Берингов пролив, чтобы бураны следы замели, рвать... хоть в Антарктиду к пингвинам!" Вот такое послевкусие сегодня оставляет замечательная вроде бы сказка. Не стоило ее перечитывать, но с другой стороны... Интересно, как изменился мир.

    4
    55