Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Booksniffer19 октября 2015 г.

    Трудно сразу сказать, как это у Шлинка получилось, но он ухитрился поднять довольно много серьёзных вопросов, не дать на них однозначных ответов, и при этом передать ощущение того, что именно вопросы с поисками ответа в том виде, в котором он это преподносит, и составляют осмысленное наполняющее жизни. Возможно, слишком наполняющее, возможно - как намекают герою - не совсем здоровое наполняющее, но тем не менее, вполне впечатляющее. Нам показаны возможности психологической реакции на ситуацию, философской реакции, когда вовлекается отец Михаэля (об этой сцене можно много написать), но у Шлинка главной оказывается - поведенческая реакция, и в этом, наверное, он мудр. Его герой не вырабатывает сознательное отношение к проблеме, не облекает её в слова, не выносит суждение - но находит не самую, может быть, значительную истину и верно реагирует на неё. Это делает роман глубоким и проницательным.

    Интересно, что рассказчику удаётся сделать главным героем не себя, а Ханну - во всех трёх частях мы видим разную Ханну, реагирующую на мир и обстоятельства со всё большей осознанностью и глубиной. В этой, казалось бы, недалёкой женщине есть потенциал, который ей удалось реализовать. Неожиданная ценность, которую приобрела банка из-под чая, замыкает некий круг. Война, смерти и жестокости отходят на задний план, уступая ведущее место мелким символам человеческого, одинаково понятным по обе противоборствующие стороны. Шлинк намеренно не сгущает краски при упоминании войны и жестокости. Он ярко показывает, что всё сводится к самой личности и к тому, как она способна интегрировать свои собственные поступки (вспомним, хотя бы, инцидент с водителем машины). Это делает роман психологичным: важна не оценка того, что ты сделал, важна способность жить с этим.

    Хочется отметить ещё некоторые моменты. Роман лишён суетливости, стремления поразить чем бы то ни было внешним: трюкачеством, авторским мастерством. Стиль очень искренний, доверительный (хотя, это характерно для прозы Шлинка в целом). Иногда кажется, что подаче чего-то не хватает, но это соответствует образу героя, который сам по себе не замечает "зацветающие розы, летние грозы, птичьи стаи." Это делает роман не "историей, сочинённой для участия в книжном бизнесе," но максимально человеческим документом.

    10
    42