Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Vita nostra: Работа над ошибками

Марина и Сергей Дяченко

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2025 г.

    Трудно быть богом

    Ох и перемудрили Дяченко во второй части трилогии "Vita Nostra". После чтения складывается отчетливое ощущение, что у авторов было столько разных идей и версий того, что произошло с Сашей, что они решили все, что не вместилось в первую (вполне себе цельную версию) выложить во вторую.

    Получился этакий "Терминатор" , когда каждую последующую книгу цикла можно натянуть на глобус единой вселенной, но вопросики остались.

    Во-первых, в самом начале мы встречаем альтернативную версию Александры, которая никогда не встречала Фарита успела выйти замуж, родить ребенка,  почти развестись и даже

    погибнуть

    Однако есть и наша Саша, которая цикл за циклом, вот уже 15 лет, наблюдает за жизнью этой альтернативной версии себя.

    Почему такое произошло с первой отличницей класса Института специальных технологий, и что она такого умудрилась сделать на экзамене, мы (как и сама героиня) узнаем позже, и с этого момента начнется как-будто совершенно другая история.

    У Саши новая общага, новое призвание, новые (старые, но изменившиеся) преподаватели и даже новая любовь.

    История про метаморфозы человека во что-то иное превращается в философский манифест о свободе, страхе, настоящей любви. Эта любовная история с

    летчиком, красавцем, героем, настоящим мужиком мечты

    вообще родилась ни с того ни с сего и выглядит как опус Матроскина, когда дядя Федор на минуту отлучился из комнаты.

    В самом мире Института и Торпы тоже произошли изменения, студенты стали жить лучше, но не веселее.

    Александру то ненавидят, то любят и рискуют ради нее жизнью.

    То чувствуют как люди, то нет.

    Преподаватели то вытягивают Сашу из небытия, то пытаются потопить.

    Короче только ты подумал, что что-то понял (а главное о чем), как вдруг авторы меняют поведение героев, посыл и приносят какую-то новую идею (видимо из тех, что завалялось в сундуке идей, которым жалко пропадать всуе).

    В итоге мы приходим к тому, к чему Фрэнк наш Герберт пришел на несколько лет раньше: "Страх убивает разум. Страх - это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня" (с).

    Конец книги дает жирную зацепку на заключительную часть. Трудно быть богом, но кто-то должен.

    10
    99