Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дона Флор и два ее мужа

Жоржи Амаду

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2015 г.
    "Покуда есть на свете дураки
    • обманом жить нам, стало быть, с руки." (Б.Окуджава)

      Почему так стремился Остап Бендер именно в Рио-де-Жанейро, становится понятно по прочтении книги "Дона Флор и два ее мужа" Жоржи Амаду, 1966. Только с попустительского поведения окружающих возможно такое процветание азартных игр и мошенничества, какое описывается в романе, посвященном, казалось бы, сугубо женской проблеме.



    Не одна феминистка могла бы впасть в истерику, познакомившись с бедной доной Флор в наше время. Минимум самоуважения к себе - вот что демонстрирует Флор на протяжении половины книги. И ладно бы она была страшна, ленива и глупа и вообще лишний рот для мужа - так нет же, кормит-поит беспутного Гуляку, дает ему деньгу на карточные игры и терпит его измены симпатичная владелица собственной школы баиянской кухни. И все отчего, почему? Голос плоти!


    Что мне моя репутация, мое честное имя? Моя добродетель? Целуй меня своим пылающим ртом с запахом лука, сожги в своем огне мое целомудрие, разорви своими шпорами мою стыдливость.

    Что может противопоставить этому второй муж Флор, степенный аптекарь Теодоро Мадурейро, способный лишь обеспечивать ей роскошное существование и давать обильную пищу духовную? Не так уж и мало, по чести говоря, но Флор недостаточно. Борьба духа и плоти - краеугольный камень одной из поздних книг Амаду, затрагивающей и другие важные проблемы Бразилии 60-х гг. XX в. Проституция, коррупция - к магическому реализму автор прибегает ближе к концу произведения, когда приходит к выводу, что единственное решение - призвать на помощь колдовство, то бишь умыть руки. Отходя от острых социальных проблем (сравним с романами 30- х гг. "Генералы песчаных карьеров", "Мертвое море", "Жубиаба"), избегая агрессии по отношению к власть предержащим, Амаду вместе с тем недостаточно психологично описывает жизнь бездетной женщины - Флор настолько мало обеспокоена своим бесплодием и так легко отказывается от возможности стать матерью, что ненадолго даже закрадывается подозрение - точно ли всенародный любимец Бразилии написал роман, так легко умалчивая эту тему?

    Но это, конечно, он, Жоржи Амаду - кто же еще так явно будет нам твердить весь роман: счастье приходит к тому, кто любит музыку как саму жизнь, к тому, кто ценит все аппетитности кухни родного края, к тому, кто трудится и не унывает.

    8
    133