Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Э. Т. А. Гофман

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2025 г.

    Эссе С. Цвейга о Гофмане – глубочайшее исследование природы человеческого гения, которое заставляет задуматься о цене, которую платят художники за свой дар, и о бессмертии их творений.

    В моих руках оказалось небольшое произведение, написанное выдающимся австрийским писателем С. Цвейгом (1881-1942), посвящённое классику зарубежной литературы, немецкому музыканту и художнику Э.Т.А. Гофману (1776-1822).
    Эссе - это литературное произведение, которое отражает позицию автора по какому-либо актуальному вопросу. Эссе - это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций…
    Основная идея эссе - это раскрыть трагическую судьбу Эрнста Теодора Амадея Гофмана как художника (в целом), разрывающегося между обыденной реальностью и миром собственного воображения.
    Темы эссе : двойственность бытия, одиночество гения, творческий процесс, трагизм судьбы и бессмертие искусства. Эти темы переплетаются и создают уникальное полотно жизни и творчества гениального человека, где одна часть жила среди обывателей, а другая — в таинственном и фантастическом мире, который он создавал в своих произведениях.
    С. Цвейг очень выразительно, проникновенно и с блеском написал глубокую, эмоциональную историю жизни и творчества знаменитого немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана, которое вошло как предисловие к французскому изданию книги «Принцессы Брамбиллы».
    В центре сюжета обыденная жизнь, которая невидимой тенью идет и стелется за величайшим из людей…, окутывая его с ног и до головы, становясь ему «верной» подругой. Главный герой не хочет с этим мириться и постоянно ищет выход. Выход из нее - это бегство от себя и серой действительности любыми путями, раствориться в вине, творить, создавать и погружаться в мир фантазии, гротеска, мистики, перенося все свои волнения, чувства и эмоции на чистый лист бумаги, когда из-под рук творца выходят уникальные творения, несущие отпечаток личности своего автора.


    «Куда бежать от этого тесного мира? Иногда помогает вино. Чтобы опьяняться, надо долго тянуть его в низком, угарном погребке, и рядом должны сидеть друзья, кипучие натуры, <…> способные воодушевить словом, или иные — простодушные глупцы, молча слушающие тебя, когда ты изливаешь им душу. Можно еще заняться музыкой, не зажигая свечей, сесть за фортепьяно и дать отбушевать буре мелодий. Можно излить свой гнев в рисунках — острых, едких карикатурах на чистом обороте какого-нибудь циркуляра, можно измыслить существа нездешнего мира — этого методично организованного, деловитого мира параграфов, мира асессоров и лейтенантов, судей и тайных советников. А еще можно писать. Сочинять книги, сочиняя, мечтать, в мечтах наделять свою собственную стесненную и загубленную жизнь фантастическими возможностями — ездить в Италию, пылать любовью к прекрасным женщинам, переживать бесчисленные приключения…»

    Но жизнь вносит свои коррективы, оставляя последнее слово за собой. «Немалая фантазия потребна для того, чтобы в полной мере представить себе то серое, будничное существование, к которому до конца своих дней был приговорен Э.-Т.-А. Гофман».
    Главный герой Эрнст Теодор Амадей Гофман — выдающийся немецкий писатель, композитор, художник и юрист, один из ключевых представителей романтизма. Его творчество отличается фантастическими и мистическими сюжетами, а также глубоким психологизмом.
    Цвейг описывает Гофмана как


    «….человека плещущий через край дионисийской веселости, сверкающей, опьяняющей остроты ума, образцовый художник», который «раньше времени разбил себе сердце о твердыню обыденности.»

    Жизненный лозунг Гофмана -


    «Надо писать, чтобы бежать от этого мира, этого низменного, пошлого существования, писать, чтобы заработать деньги, которые превратятся в вино, а вместе с вином покупается приятная легкость и светлые, яркие грезы».

    Цвейг подчеркивает, что Гофман терзаемый двойственностью своей жизни, плавно уходит в объятия алкоголя, который как наркотик


    «его бодрит и приносит успокоение и творческий порыв. Так он пишет и становится поэтом, сам не желая и не ведая того, без всякого честолюбия, без настоящей охоты — из одного лишь желания раз и навсегда изжить в себе другого человека, не чиновника, а прирожденного фантаста, одаренного волшебной силой».

    Эссе раскрывает трагичность судьбы художника, который изолировывается от общества, непонятого окружения и находит самоутешение в одиночестве, которое толкает его на противоречивые поступки и действия. Цвейг с тонким психологическим знанием человеческой натуры, показывает, что внутренние конфликты, страдания и демоны становятся мощным «катализатором» вдохновения для гения.
    Цвейг, стремится еще и еще раз доказать, что гениальность часто сопровождается несчастной личной жизнью и общественным непризнанием, что делает путь художника особенно трудным и одиноким.
    Цвейг дает нам понять, что Гофман в свои произведения искусно вплетает отголоски своего внутреннего мира: с одной стороны, это мир грез и фантазий, наполненный нежными и гармоничными образами. "С другой стороны, он часто возвращается к реальности, вспоминая свою искалеченную жизнь, что делает его рассказы более мрачными и сатирическими. В такие моменты он искажает реальность, превращая людей в карикатуры и чудовищ, и выражает свою ненависть к угнетателям. Поэтому внутренний мир Гофмана – постоянная борьба между идеализмом и цинизмом, между мечтой и жестокой реальностью."
    Эта двойственность внутреннего мира приводит к тому, что автор создает уникальные и неповторимые образы героев своих неувядающих произведений.
    Цвейг описывает мир Гофмана как


    «Неземной мир, сотканный из тумана и грез, населенный фантастическими фигурами. Порою этот мир нежен и кроток; рассказы Гофмана — чистые, гармоничные грезы; порою, однако, среди этих грез он вспоминает о себе самом, о своей исковерканной жизни: тогда он становится злым и едким, обезображивает людей до карикатур и чудовищ, издевательски прибивает к стене своей ненависти портреты начальников, которые терзают и мучают его, — призраки действительности в призрачном вихре».

    С. Цвейг подчеркивает, что гениальность Гофмана проявлялась в его способности создавать уникальные произведения, сочетающие элементы романтики, мистики и сатиры. Он мастерски изображал внутренний мир человека, его страхи, мечты и противоречия.
    Цвейг в эссе подчеркивает, что произведение «Принцесса Брамбилла» - одно из множества, написанных Гофманом, которое состоит из «фантастических полуреальностей, веселых и острых, правдивых и сказочных в одно и то же время, насквозь проникнутых необычайным пристрастием Гофмана к завитушкам.»


    «…каждому образу Гофман непременно приделывает какой-нибудь шлейф или хвостик, какую-нибудь завитушку, делающую его для неподготовленного восприятия странным и причудливым».

    В этих строчках Цвейг стремиться показать сложность и изысканность литературных образов, авторского стиля, языка и манеру письма Гофмана, которое характеризуется использованием завитков, то есть сложных, витиеватых форм в тексте.
    Это «Гофманское наследие» в дальнейшем было позаимствовано американским писателем Эдгаром Алланом По в своих произведениях, который «перенял его призрачность», а «некоторые французы — романтику».
    Цвейг акцентирует внимание на своеобразное и неповторимое качество Гофмана, как творца «удивительное пристрастие к диссонансу, к резким, царапающим полутонам, и кто ощущает литературу как музыку, никогда не забудет этого особого, ему одному присущего звучания».
    Как красиво и метафорично звучит сравнение образа Гофмана с….. И ты понимаешь, что перед тобой обыкновенный человек, который стремится достичь высот своего мастерства и величия через колоссальный и титанический труд своей гениальности и неповторимости.


    Есть в нем что-то болезненное, какой-то срыв голоса в глумливый и страдальческий крик, и даже в те рассказы, где он хочет быть только веселым или задорно поведать о необычайных выдумках, врывается вдруг этот незабываемый режущий звук разбитого инструмента. Ибо Э.-Т.-А. Гофман всегда был разбитым инструментом, чудесным инструментом с маленькой трещиной….

    Цвейг дает высокую, но субъективную оценку личности и творчеству Гофмана, при этом подчеркивает его новаторство и значительное влияние на мировую литературу.
    После прочтения эссе Цвейга оставляет глубокое впечатление, которое затрагивает внутренние струны души, и ты понимаешь, что перед тобой не просто биография великого и гениального человека, а тонкое психологическое исследование.
    Автор проникает в суть творчества Гофмана, представляя его как трагическую и величественную фигуру в истории мировой литературы. Но и поднимает универсальные вопросы о природе творчества, гениальности и одиночестве.
    Язык повествования Цвейга изыскан и богат образами и метафорами.
    Чему учит эссе: что истинный художник часто разрывается между миром реальным и вымышленным. Гениальность часто сопряжена с болью, одиночеством и непониманием. Произведения великих мастеров – это не просто развлечение, а плод глубоких переживаний и огромного труда. Не стоит судить поверхностно, иногда за обыденной внешностью может скрываться целый космос из мыслей и чувств.
    В целом, эссе С. Цвейга о Гофмане – это глубочайшее исследование природы человеческого гения, которое заставляет задуматься о цене, которую платят художники за свой дар, и о бессмертии их творений.

    Содержит спойлеры
    104
    529