Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
polina012618 октября 2015 г.«Лолита»… какая же это всё-таки странная, неоднозначная, светлая книга об абсолютно тёмных вещах...
Сколько разных мнений! Сколько восхищения, а вместе с тем — споров и негодования! Но, тем не менее, книга есть, и стала она весьма нашумевшей и многими людьми рекомендуемой, а ещё — экранизированной, что тоже немаловажно. Что касается меня, я под глубочайшем впечатлением. Нет, не от содержания — оно нисколько меня не шокировало. А в шоке я от… сама не знаю. Просто как залпом выпить стакан коньячка — и вроде гадко, и вроде хорошо.
Гумберт. Может ли этот человек, просящий понять его и то, что он не в силах справиться с чувством, которое заложено в нём природой, быть оправдан? Да, он педофил, отвратительный педофил, пристально следящий за маленькими девочками. Тем не менее, он не жестокий насильник, да и девочки ему нравятся далеко не все — только так называемые «нимфетки», особенные юные барышни — взрослые и развращённые не по годам. Но это не меняет того, что одна только мысль, что кто-то вот так же может следить за твоим ребёнком, вызывает мурашки по коже и страх. Как хищник, Гумберт выслеживает, ждёт подходящего момента, когда одна из нимфеточек попадёт в его волосатые лапки — и вот этот момент наступает.
Лолита. Как может показаться в первый момент, она — капризная и привередливая, взбалмошная девчонка. Расчётливая, в последствии безразличная к домогательством Гумберта, а сначала даже сама совращающая его — не верится, что ей в начале повествования всего 12 лет. Но на самом деле это просто ребёнок, которому в детстве не хватило любви, который мечтал о нормальной семье, а не о матери-тиранше, вечно принижающей её; ребёнок, которому сломал жизнь похотливый мужик, ведь Гумберт даже не предполагал, что в голове этой девочки могут быть свои мысли, свои надежды и желания; он понимает это слишком поздно, когда уже невозможно ничего исправить.
Как и было обещанно, в книге нет ни одной откровенной пошлости, но столько завуалированной, что временами кажется, будто ты читаешь порно-роман какой-нибудь известной беллетристки. Много было сказано о стиле Набокова, о его непревзойдённых метафорах, о его художественных приёмах — как река, журчат речи бедного Гумберта, пересекая сочные зелёные поляны, преодолевая горы, стекая с холмов и забегая на короткое время в города, следуя за автомобилем героев, приоткрывая двери их номеров во всевозможных отелях Америки, двери, за которыми творятся абсолютно неслыханные по тем временам вещи.
Нет, ни о какой любви нет и речи. Это просто сумасшествие. Это бред. Больше похоже на паранойю, на манию со стороны Гумберта, который наконец получил то, чего так долго ждал. Этим и пользуется маленькая расчётливая девчонка, водящая за нос бедного больного педофила. Я не увидела в этой книге ничего откровенно отвратительного или пугающего; ничего из того, о чём меня когда-то предупреждали. Отзвуки её ещё долго будут в моей голове, а образ Лолиты будет упорно маячить перед глазами, как и запах зелёных американских полей… за что и спасибо смелому Набокову, который не побоялся затронуть такую тему, да ещё и во всей красе описать её, вызывая мурашки по коже.
860