Рецензия на книгу
Игра престолов
Джордж Мартин
_Nikita________18 ноября 2025 г.Мужик сказал - мужик сделал... даже если выполнение задачи затянулось на годик дольше планируемого. В общем, дослушал я первую книгу этой вашей "Игры престолов".
Это не было увлекательно по-настоящему. (Напомню, что сериал я не смотрел - его повествованием, настроением, образами и ритмом я не детерминирован нисколько, и даже образы персонажей, которые видел в рекламе, я гнал из головы; к примеру, мой Тирион Ланистер - это, скорее, типаж коварного блондина из аниме). Некоторые из предложенных автором картин вызывали живые эмоции, пробуждали кратковременный интерес, а где-то за середину начала срабатывать сила привычки (спустя десяток часов невольно привяжешься к персонажу). Но чаще это было затянуто, скучно, вяло и многословно. Почему так? Всё просто - мне не хватает в этой книге сюжета. Я люблю увлекательные и структурированные истории (завязка-развязка и вот это вот всё). Мне не нравится набор формально связанных наративом картин, некоторые из которых могут выжать эмоцию в моменте. У таких картин нет иерархии по степени важности. (Ну, допустим, для чего нужна поездка Тириона Ланистера на север вместе с бастардом Джоном? Он же там, если я ничего не забыл, просто потусовался и двинул стопы обратно (причём Мартин слил говорением-ртом-разговоров намечающийся саспенс, не дав ему разрешиться в экшен и вообще какой-то движ, о чём я писал в "предварительным заметках"). Зато карлик получил возможность повыпендриваться, проявить характер на радость тем читателям, которым нравится за ним следить, - и эти читатели получили от такого наблюдения какую-то эмоцию, да. Но не более.) Я чувствую, что Мартин очень схематично понимает, что ему делать со всеми этими людьми в глобальном, а не местечковом смысле, но любуется отдельными сценами. Такие сцены, как правило, получаются эмоционально насыщенными и не вызывают ощущения, что автор просто размазывает слова по странице с условными бесконечными уточнениями о том, какого цвета и из какой ткани камзол у вассала N.
Далее. Мне не нравится подход, когда автор плодит несколько сюжетных линий, потом дробит их на кусочки и эти кусочки чередует. Это создаёт иллюзию разнообразия, наполненности действием, событиями. Но вот попробуйте вычленить из этой книги всё, что касается Дейнерис, и вы удивитесь. Не сказать, что с этой дамой совсем уж ничего не происходит или не происходит ничего важного, но каких-то важных событий окажется не так чтобы много: политический брак - смерть придурошного брата - гибель "не мышонка, не лягушки, а неведомой зверюшки" - решение отомстить и что-то там про драконов. Всё. Вам, может быть, нравится Тирион Ланистер, его роль трикстера, его харизма. Но взгляните на его линию вне координат его тёмного обаяния, а с чисто событийной - она поразительно бестолковая. Линии Джона и Брана - перефирийные донельзя. Рассмотрите (на мой взгляд) самую плотную и законченную линию Эддарда Старка на фоне общего количества страниц - и вы почувствуете лёгкое недоумение. При этом все эти персонажи куда-то ходят, что-то делают, очень - очень! - много говорят о том и о сём. И кажется, что котёл кипит, его распирает от событий, в нём всё крутится-вертится, но нет. И вот уже перед тобой книга, в которой страниц чуть меньше, чем в законченной трилогии Толкина, но при этом для Мартина это только раскачка, заготовка на будущее, первая из множества ступенек... в никуда. Это всегда тревожный звоночек (Патрик Ротфусс не даст соврать).
И тут такая проблема. Мартин создал персонажей, которые худо-бедно запоминаются сами по себе, иногда они запоминаются в связи с эмоциональным контекстом, иные выезжают на харизме, но за ними далеко не всегда интересно следить (к примеру, сперва следить за Арьей и Сансой - чистое мучение), ибо они делают мало вещей, которые привлекали бы внимание и удерживали его. Как-то так. Хотелось бы квеста, а не ситуативных реакций.
12188