Рецензия на книгу
Случайный отбор, или как выйти замуж за императора
Алиса Жданова
Аноним17 ноября 2025 г.Толковые конкурсы и бестолковые герои
Пока читала, думала, что начну мнение о книге с вывода: «Не то место, не те герои!», который передал бы мое ощущение от произведения – если бы в сюжет не приплели императора и отбор героинь в императрицы, а автор ограничилась какой-нибудь школой, академией, ВУЗом и местечковым конкурсом красоты/талантов, книга получилась бы лучше (адекватнее, так точно). И приятнее. Однако, домучив историю до самого конца, включая эпилог, я киплю от возмущения!
Главная героиня Летиция, Лети, Мэйвери ошиблась дверью и попала не на научный конкурс экологических разработок, а на отбор невест для императора местного государства. Девушка, не глядя, подмахнула контракт при входе, чем обеспечила себя абсолютной невозможностью отказаться от участия впоследствии. Император и организаторы пригрозили конкурсанткам гигантскими штрафами за отказ, саботаж, недостойное поведение, романтические отношения с кем-то кроме императора в период проведения отбора и кучу других обстоятельств, которые помешали бы девицам честно отбираться. У меня с самого начала сложилось впечатление, что стать императрицей видимо в местном государстве – это не привилегия, а наказание, раз никто к этому настолько не стремится. Ну или это какая-то очень хитрая попытка пополнить опустевшую казну императорской семьи.
Главный герой Лиам Себастьян Кастенгер, император, сразу обращает внимание на девушку. Как выясняется позже, его особенно покорили с первого взгляда ее голубые глаза (!), а еще задело желание Лети после осознания своего попаданства как можно быстрее выбраться с этого конкурса куда подальше. Итог – главный герой начинает буквально преследовать конкурсантку и всячески активно ее физически соблазнять, а героиня – конечно, не такая, тем не менее активно соблазняется с наслаждением в процессе. Где-то между делом паре приходится участвовать в отборе: Лети старается вылететь со сцены из состязания, а Лиам сидит в жюри и ухмыляется каждый раз, когда судейская комиссия решает судьбу героини противоположно ее намерению.
Вкратце о плюсах. Их сегодня набралось два. Первый – суть конкурсных отборов. Они очень логичны в заданном контексте – отбирают девиц в императрицы, потому конкурсы проводят, чтобы выявить у конкурсанток соответствующие навыки и предрасположенности. Т.е. никому из девиц не придется драться на магическом турнире или нырять за сокровищем на дно морское. Этикет, поведение, навыки общения с прессой и аристократией, взгляды на будущую должность/титул – вот, что в первую очередь оценивают судьи и ищет император (хотя сам он впоследствии уточняет, что искал на самом деле любовь). Одним словом, искреннее спасибо автору за то, что не стала в погоне за сомнительной оригинальностью сгибать логику отбора в самую сложную йоговскую позу, какую только смогла бы придумать. Именно это сегодня дало в моих глазах книге хоть какие-то баллы.
Вторым плюсом хочу отметить язык автора. Прежде Алису Жданову я не читала, потому оказалось приятно встретить человека, который стилистически пишет толково. К сожалению, вопросы у меня появились не к тому, КАК пишет автор, а к том – О ЧЕМ?!
Юмор – понятие субъективное. Кому-то будет смешно, когда в книге мелькнет переиначенная отсылка на сказку Пушкина, исковерканные названия известных брендов, в 100500-й раз пошутят про дыхание маткой и силу огуречной земли, а под конец упомянут всуе небезызвестные курсы по исполнению желаний, а кому-то, как мне, все это покажется глупостью с душком в стиле: «Все уже повторили позавчера, и я теперь повторю!». Юмор в книге не увиделся забавным, меня утомили множественные попытки его воспроизвести. Потому что это даже не баянистость с петросянщиной – это какая-то неуместная сборная солянка вышла из отсылок на современный мир. Только произведению до сатирического жанра как до Луны пешком – идти долго, да и невозможно это, потому что направление выбрано другое - очень чувствуется. «Случайный отбор» претендует на юмористический жанр, беда только в том, что получилось не смешно.
Я могу оценить глупые шутки, не только одними умными насыщаюсь. Но когда глупость – это всего лишь очевидная глупость, смеяться мне не хочется. У меня не вызвало улыбки решение героини надеть студенческую форму и таким образом затеряться (!) в группе девиц в платьях, чтобы вылететь с отбора. Или приготовить борщ в образе домохозяйки, убедив жюри в своем желании посвятить жизнь мужу и семье. Неужели Лети на самом деле надеялась так погасить интерес мужчины, собирающегося найти себе жену?! Про очки, которые должны были из главной героини непременно сделать дурнушку, я и вовсе предпочту промолчать (да-да, сейчас ведь в модном мире всего полторы формы оправ, и если надеть очки, то непременно с гарантией можно превратиться только в Большую Черепаху из одноименного мультика! Перевожу со своего саркастического: нет!). Но опять же хочу повториться – если бы вот это все не имело масштабности императорского отбора, а происходило на более приземленном уровне, книга получилось бы годнее!
Реноме в моих глазах произведению испортили три минуса. Во-первых, попытка автора пошутить на тему «только что выбралась из сложных отношений» в качестве глупой отговорки по совету модного журнала, чтобы продинамить подкатывающего мужика. Считаю, сарказм на этом поприще неуместен! Это просто моветон.
Во-вторых, сцена с угрозой насилия над главной героиней, в которой автор позволила положительной Лети подумать, что если такое с ней вот-вот случиться, то подруга ее убьет (за то, что это произойдет с любовным интересом подруги), а главный герой будет презирать! Нормальный положительный главный героя с точки зрения автора может презирать главную героиню за то, что над ней произошло насилие?! Мне даже комментировать такое противно. Потому что как будто очевидно, что нужно транслировать через героиню другое мнение!
Ну и, в-третьих, это последующая «романтическая» постельная сцена, в которой героиня под наркотиком-афродизиаком приходит к главному герою и начинает на него вешаться, а тот, не в силах устоять и без возможности дать ей антидот, решает воспользоваться положением. И сколько бы автор далее не пыталась присыпать это решение любовным романтическим сиропом, признаниями и предложением руки и сердца, это в моих глазах является насилием! Потому что героиня не осознавала себя. Потому что героиня не могла отвечать за свои поступки, чтобы не говорила и как бы себя не вела. И герой это знал. Потому что он должен был закрыть ее в комнате и ждать до утра, пока девушка не придет в себя. Подобную сцену в заданных автором обстоятельствах никак по-другому я охарактеризовать не готова! Такого быть не должно! Такое должно порицаться! А не подаваться под романтическим флером, как нечто правильное и наконец-то случившееся!
Если бы не три перечисленных минуса я отметила бы книгу 3 баллами, признала ее в своих глазах проходной и не моей, и пошла бы благополучно дальше. Автора снова рискнула бы попробовать, потому что, как упомянула выше, пишет она нормально и как по мне, а первый блин всегда мог оказаться комом. Но ирония в отношении сложных отношений, упоминание возможного презрения со стороны положительного героя к жертве насилия и постельная сцена с сомнительным согласием без хотя бы последующего покаяния и осуждения – это я точно никогда не приму во взглядах другого человека. Здесь я категорична! Поэтому сегодня редкая для моей книжной коллекции оценка в 2,5, категорический отказ от знакомства с автором далее и такой же категорический несовет к прочтению также! Хочу книгу забыть.
p.s. я готова говорить о разных частных случаях и сложных драматических обстоятельствах, в которых подобные три минуса возможно было бы принять в сюжете произведения. Хотя сейчас навскидку пример не придумаю! Но исключения обычно только подтверждают правила: насилие - это не смешно, это не повод для иронии; жертва насилия не заслуживает ничего кроме сочувствия и справедливости; а сомнительное согласие в измененном сознании – это не согласие!!!
1363