Рецензия на книгу
Экспресс в Рождество
Эльма Троу
Аноним16 ноября 2025 г.Всячески стараюсь продлить ноябрь, но читать что-нибудь рождественское никто не запрещал, поэтому выбор остановила на этом романе. Честное слово, если бы не обложка, которая довольно милая, я сто процентов пропустила бы историю и, может быть, ничего не потеряла. Начну, пожалуй, с оправдания. Мне нравятся несерьёзные книги. Такие, где всё максимально лайтово, возможно, даже наивно и глупо. Есть, правда, и другой подвид милых романов: одна порция милоты, одна порция тяжёлых моментов, но мало у кого из авторов получается удержать баланс между сахарным и откровенной драмой. И у данной писательницы не получилось.
Алиса и Даниил уже как год общаются в интернете. За это время они подружились, пока в один день герой не предложил сыграть в игру. Нечто в виде ролевой фэнтези-игры, где его герой — принц эльфов, а её героиня — принцесса людей. Каждый день они создавали сказочный мир в своих переписках и сильнее сближались. А на дворе уже Рождество, и людям предлагают отправиться в путешествие на поезде. Несколько городов, подготовленные мероприятия и в конце всего этого бал и встреча с Дедом Морозом. Даниил вместе с родителями и младшей сестрой покупают билеты, а Алиса, долго раздумывая, решает отправиться следом. Героиня убеждает себя, что делает это не для того, чтобы сблизиться с героем в реальности, а чтобы сбежать от контролирующего отца, но вскоре притворяться уже не получается.
Романы не зря разделяют на разные категории читателей. Трудно получить популярность, не имея при этом ориентира на конкретный возраст будущих читателей, и первый минус для меня заключается в том, что я так и не поняла, для кого написана конкретно эта история. Обоим героям по двадцать, значит, детскую аудиторию отсеиваем, с натяжкой притягиваем подростков и ориентируемся в большей степени на тех, кому до двадцати пяти. Да ведь? Ну, сомнительно. Я это не к тому, что в романтике обязаны быть прописанные секс-сцены, если что. Скорее, я за то, чтобы их было не так много, но это уже другой вопрос. У текста странная атмосфера, меняющаяся каждую страницу в произвольном порядке.
Какую атмосферу мы прописываем? Да. У нас есть два героя, которые за год общения в интернете знают друг о друге только, сколько им лет и как их зовут. Эти ребята почему-то называют друг друга друзьями, а после и вовсе выясняется, что они влюблены друг в друга. По какой причине всё это происходило? Я честно пыталась вспомнить себя в двадцать, но с того времени прошло практически десять лет, и память уже начала подводить. Может, я не права, но в двадцать люди себя так не ведут. Конечно, они знакомятся по интернету, и есть часть таких, которые строят на этом любовные отношения, но стесняться отыгрывать поцелуй в ролевой игре? Серьёзно? Сразу считать, что вы влюблены в человека, которого никогда не встречали и о котором не знаете ничего? Наверное, мои попытки в ролевика в лет пятнадцать травмировали бы не только героиню, но и писательницу заодно. Я опять же могу ошибаться, но возраст героев тут двадцать только по причине, что Алиса должна была попасть на поезд без отца, чего она бы не добилась, будь подростком. Тогда все её неадекватные реакции объяснимы.
Идём дальше. Милота, смешанная с драмой в произвольном порядке. Есть несерьёзная переписка героев, боязнь познакомиться в реальности и тот самый поезд, о котором герой говорит героине. В целом, если бы авторка оставила всё так, я бы проглотила и даже не поморщилась. Но она решила, что нужно разбавить это отношениями родителей и детей. У Алисы отвратительные отношения с отцом, который с подросткового возраста её угнетал на постоянной основе. Из-за этого девушка так и не выросла, постоянно варясь в коктейлях из желания освободиться и чувства вины. Но при этом родители Дани не сильно лучше. У них сын в университете учится, приезжает на короткие каникулы, которые нужно совмещать с проектом по работе, а они покупают билеты в путешествие, в которое он не хочет ехать. И прекрасно зная об этом, они давят на жалость, ведь как-так наш мальчик не хочет проводить время с семьёй. Подсвечивает ли писательница обе эти проблемы? Как бы да, но в то же самое время нет.
Писательница не определилась. Она не знает, пишет ли она милую романтику или ту же романтику, но с драматическим флёром, и поэтому получается каша. Главы от лица героини читались труднее всего. Вот Алиса наслаждается новым городом и снегом, а в следующий миг впадает в прострацию и в своих мыслях начинает унижать себя и извиняться перед отцом. Между этими двумя состояниями нет никакого промежуточного, и наблюдать за этим сложно. Девчушке нужны не отношения с парнем, о котором она ничего не знает, а поход к психологу, причём не только обычному, но и семейному. Что до Дани, то прекрасно, конечно, говорить о важности сепарации, но он не сепарирован от родителей и живёт в иллюзии. Бедняжка живёт сразу две роли: хорошего сына и предполагаемого хорошего парня для героини, но две эти личности не могут ужиться друг с другом, поэтому он совершает кучу ерунды и заставляет испытывать меня испанский стыд.
И вот все эти попытки в размышления о неправильности динамики между героиней и её отцом никуда не приводят. Я прямо выпала, когда в одной сцене отец буквально выкинул её из своей жизни, а уже в следующей внезапно передумал. И, конечно же, писательница просто на это забила, и финал у нас уже спустя какое-то время, где все проблемы рассосались. Так зачем эта драма, если можно было потратить больше времени на разговоры героев?
Я могла бы потратить ещё пару часов, чтобы рассказать, как же мне не понравилось, но не вижу в этом никакого смысла. Книга воспринимается исключительно в таком ключе: перед тобой ставят двухметровую сладкую вату, заставляют съесть её до последнего кусочка, а после запрещают выпить хотя бы глоток воды, чтобы избавиться от сахара во рту. Оценку я натянула, чтобы не портить рейтинг себе ещё сильнее. Ну и начало мне действительно понравилось (а ещё история из ролёвки мне понравилась).
47147