Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним16 ноября 2025 г.֍ ИСТОРИЯ О ПОХОТИ И МЕСТИ, или ПЕЛЕВИНСКАЯ ПУСТОТА И ИГРА В СЛОВА ֍
«Мне нравится, что Вы больны не мной, мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной — распущенной, и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись рукавами.»
(Марина Цветаева.)АУДИОКНИГА
Любить можно всё. Это кому как доведётся. Кто-то до безумия любит своего друга на резиновом ходу — автомобиль. Кто-то не мыслит своей жизни без шерстяного обожульки — кота, с которым сросся и душой, и сердцем. Но не приведи Господи, чтобы этот шерстяной вдруг заговорил со своим кожаным содержателем: не известно, во что тогда могла бы превратиться эта любоff ...
Взаимоотношения между людьми куда как сложнее: не предсказуемы, не постоянны, со временем подвергаются трансформации в различные модификации …
Я хочу подчеркнуть, что объекты обожания, любви и привязанности могут быть разнообразными и даже необычными. Понятие «любовь» само по себе обширно и неоднозначно. Каждый человек воспринимает любовь по-своему, несмотря на существующие древнегреческие классификации видов любви.
Тема неразделённой любви — центральная идея произведения «S.N.U.F.F.» (2011) Виктора Пелевина. Однако, что именно автор подразумевается под любовью, каждый читатель решает сам. На мой взгляд, это фантастическое произведение (на роман не тянет) не о любви, а о её распространённом заменителе — похоти. Но вы можете составить своё мнение.
**
Если кто-то подумает, что «S.N.U.F.F.» — это книга «о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства», то я бы так не сказала, прослушав аудиокнигу со всем возможным вниманием и интересом. Даже, если подключить к этой сентенции юмор и иронию, о которых забывать не стоит, читая Пелевина.Для меня книга, действительно, оказалась интересной, несмотря на то, что нового для себя я ничего не почерпнула: обо всём уже было сказано, известно и непредсказуемости поворота сюжета ждать не приходилось. По большому счёту, по-моему, книга пуста. Эмоционально пуста: некому сопереживать. Но пустота эта — «Пелевинское» изобретение. И он как автор заполняет эту пустоту. Чем? — Да текстом. Словами! Об этом скажу чуть позже.
О чём же книга? — Об устройстве мира. Для кого? — Для туповатых орков, населяющих, в том числе, страницы текста произведения Пелевина: есть люди и есть орки. Существенной разницы между ними нет. Это пустое разделение. Ни уважения, ни сострадания не заслуживают ни те, ни другие: каждый год устраивают войны. А за текущими общественно-политическими событиями в стране и мире мы и сами наблюдаем. Спасибо. Пелевин видит то же самое, что и, например, я. И лично меня это единодушие радует: читателю, вообще, приятно, когда его мысли и взгляды совпадают с авторскими. По большому счёту.
Итак, кто же здесь главный? — Фантастический лётчик, боевой пилот и корреспондент, на фантастическом летательном аппарате — Дамилола Карпов. «Летающая задница». Причём жирная.Автор намеренно создаёт образ Дамилолы, который не вызывает симпатии и не кажется сексуально привлекательным. Назвать его героем сложно. Но ведь книга посвящена взаимоотношениям полов и сексуальному влечению как естественному способу удовлетворения потребностей. В центре внимания — привлекательность и непривлекательность, юность, которая проходит стремительно (ведь 16 лет бывают только раз в жизни), и красота, которая неизбежно меркнет. В обществе происходят катаклизмы, связанные с этими «величайшими ценностями человечества». Таким образом, молодость, угнетённая старостью, сталкивается с дискриминацией. И всё это повествование ведётся от лица Дамилолы Карпова.
Дамилола живёт с высокотехнологичным биологическим суррогатом-андроидом, который выглядит как 16-летняя девушка. Её внешность идеальна, а интеллект и эмоциональность находятся на максимальном уровне. В гардеробе этой девушки всего лишь пара кружевных трусиков и лёгкий шёлковый халатик.
Возникает вопрос: не страшно ли это? Имею в виду и высокоразвитого андроида, и скудость её гардероба ... Ответы можно будет найти, прочитав текст до конца. Автор предупреждает читателя о возможных и непредсказуемых последствиях развития технологий в области создания киборгов.
Это антиутопия, и бунт биороботов уже не кажется чем-то удивительным. Но всё не так просто. Автор даёт волю фантазии, представляя, к чему могут привести такие технологии в самой тонкой сфере человеческих отношений — любви. И к чему могут привести ИЛЛЮЗИИ. Жить иллюзиями — опасно. Смертельно опасно. Особенно — с киборгом. По-моему, это и есть квинтэссенция произведения.
Виктор Пелевин рисует образ фантастического далёкого будущего. Человечество разделилось: богатые, властители и интеллигенция поднялись в небо на офшарах, а простолюдины остались внизу. Первые имеют власть, технологии и экономическую мощь, вторые живут в феодальном порядке с бесконечными войнами. Со временем остались только Биг Бизантиум в небе и Уркаина на земле. Однако, несмотря на различия, деградировали все. Люди в Биг Бизантиуме стали рабами, продажными и склонными к меркантильности, а орки интересуются только карьерой и связями.Отношения между людьми и орками напоминают отношения между богами и смертными. Люди видят смысл жизни в порнографии и смерти: порнография создается в офшарах, а война и смерть — в Уркаине.
Чтобы показать масштабные сражения орков, интеллектуалы Большого Бизантиума организуют информационные кампании, разжигая милитаризм среди орков. Специальные корреспонденты, такие как Дамилола, запечатлевают детали этих событий.
Уркаина сильно зависит от информационных технологий. Жители верят в объективную реальность и сильного лидера, но события развиваются по сценарию, ведущему к кровавой бойне.
Пока орки восстанавливаются после войны, интеллектуалы и журналисты предаются порокам — порнографии и убийствам, которые стали основой метафизического концепта Маниту, объединяющего божество, компьютер и валюту.
Войны в Уркаине развязываются в честь Маниту. Снафф — порнография, убийства и смерть в реале снимаются во имя того же божества.
Пелевин создает мир будущего, вызывающий презрение. Он высмеивает и человеческие, и оркские пороки. Его ирония абстрактна, но с понятными намёками. Виктор не щадит никого: от президентов до правозащитников и интеллектуалов. Для него всё — бизнес, всё продаётся и покупается, а духовность — всего лишь функция на андроиде. Независимо от социального статуса, люди участвуют в едином всеобщем сговоре, целью которого является комфортная, но неизбежная деградация. Одним словом, пустота по-пелевински.
Странность этого произведения — в пустоте будущего. Оно отталкивающе уродливо и меркантильно. Неужели «религия Маниту» или «мувизм» — практика съемки снаффов — единственная защита от деградации? Трудно понять, что думает сам писатель из-за ироничного текста (явный стёб), где серьезное и несерьезное почти не различимы. Очевидно только одно, что единственный способ избавления от гнетущего настоящего — это ПОБЕГ. Лейтмотив сбегания куда угодно, только бы отсюда читатель встретит не только в «S.N.U.F.F.», но и в других произведениях Пелевина. А поскольку от себя сбежать невозможно, то трагикомизм происходящего очевиден. Если ты уже провалился в пустоту, то дальше-то что? — Наверно, как у Стивена Кинга в «КлаТбище домашних жЫвотных»:
«В целом это странное, одинокое место производило впечатление пустоты — но пустоты, заключавшей в себе трепет жизни.»
Очень похоже. Да и писатель не предлагает свежий взгляд на темы конца света в социальной фантастике: антиутопия, киберпанк. Он словно высмеивает серьезное отношение к миру. В «S.N.U.F.F.» автор поднимает неполиткорректные вопросы. Предлагает переосмыслить традиционные ценности. Его главный посыл — освобождение от предрассудков, морали и либеральных демократических идеалов как путь к истинной свободе. Это может вызвать обвинения в экстремизме…
**
И наконец Пелевинский текст и слово. Постмодернист. Так называют Виктора Пелевина. Оставим это дело критикам от литературы. Но то, что его тексты отличает ряд особенностей, заметит, по-моему, любой из читателей. Как настоящий постмодернист, в «S.N.U.F.F.» Пелевин играет с образами. Разрушает реальность, создавая некую новую конструкцию. Он не чурается заимствований, пародий, косвенных отсылок к другим произведениям (я, например, именно поэтому сначала прочитала «Снафф» Чака Паланика)С языком Пелевин здесь вытворяет нечто невероятное. Иноязычные вкрапления — это уж как водится: куда ж без этого русскому человеку (или орку)? Разговорный стиль — само собой: надо же ближе быть к народу. Но вот отборная лексика всевозможных непристойностей вперемешку иногда с научным слогом и слогом философского трактата, честно говоря, лично у меня вызывала эмоции, которые удовольствия отнюдь не приносили. Но, подумав, я пришла к выводу: уж коли новый мир у Пелевина деградировал, то это значит он деградировал от слова «совсем». Стало быть, так автором и было задумано. А поскольку книгу-то я в основном слушала, то знаете, как смачно и уверенно их произносит диктор?!! Ой-ёй!..
Но больше всего меня привлекала авторская игра словами и в слова. Здесь столько неологизмов! Возможно, какие-нибудь и приживутся в жизни. А в целом эта игра мне показалась очень интересной. Умно. Оригинально. Тонко по сути. А главное, понятно и узнаваемо.
Кстати, «S.N.U.F.F.» я слушала в озвучке Алевтины Пугач. Женская озвучка. Мне понравилась. Она читает на разные голоса и очень выразительно.
39165