Рецензия на книгу
Почти серьезно...
Юрий Никулин
Lenisan16 октября 2015 г.Мемуары Юрия Никулина - камень в огород тех людей, которые считают, что по первым пятидесяти страницам всегда можно понять, стоит ли читать книгу дальше. Не пятьдесят, а сто пятьдесят страниц я изнывала от скуки. Если меня спрашивали, как продвигается чтение, мрачно отвечала: "Да вот всё жду, когда начнётся что-нибудь интересное". Я была недовольна: и автора лишний раз представлять не надо, и посоветовал мне эту книгу человек, который плохого не посоветует - а я едва ползу по страницам, просто заставляю себя читать. Совсем не тот эффект, которого ждёшь в таких случаях! А потом...
А потом наконец-то Юрий Владимирович закончил рассказывать о своём детстве, о школьных и юношеских годах, о службе в армии и участии во Второй Мировой (да, это тоже скучная часть, не надо на меня так смотреть) - и перешёл к самому главному, к тому, ради чего и открываешь его мемуары. Цирк и кино! Особенно кино, потому что для меня-то Никулин прежде всего киноактёр, мы с ним слишком сильно разминулись во времени, чтобы взять да и встретиться под куполом цирка. За свои сто пятьдесят мучительно скучных страниц я была вознаграждена с лихвой, и чем дальше, тем увлекательнее становились истории, а часть книги, посвящённая съёмкам в кино, тут же была частично пересказана, частично прочитана вслух всем, кто не смог отбиться. А если бы я бросила книгу?..
Большой, увлекательный труд, разбитый на небольшие главки, что делает его удобным и убирает ощущение громоздкости. К каждой главке прилагается эпиграф - анекдот или смешной случай из жизни. Общее настроение хорошо выражается заголовком: "почти серьёзно".
Знаете, к этому изданию есть небольшое послесловие, написанное сыном Юрия Никулина, там сказано приблизительно следующее: ценность этих воспоминаний в художественном плане - нулевая, в историческом - постольку поскольку, а вот в эмоциональном - просто огромная. Сказано довольно-таки сурово, конечно, но суть выражена верно. Это не попытка реконструировать эпоху, показать развитие отечественного цирка или даже подробно рассказать свою биографию. Это скорее калейдоскоп из забавных, интересных, необычных случаев, от одной коротенькой байки к другой, и эмоциональная составляющая в каждой из них - самое главное. Вот печальная история, а вот весёлая; вот трогательная сценка, а вот смешные розыгрыши. Читаешь о съёмках короткометражки "Пёс Барбос и необычный кросс", и из того, что можно назвать фактами, почти ничего не узнаёшь - зато сколько настроения! Как будто самой удалось там побывать, посмеяться в перерывах вместе с актёрами, почувствовать напряжённость, повисшую между Моргуновым и псом Брёхом, играющим Барбоса, и ощутить мистику того момента, когда досняли последний кадр на натуре - и тут же повалил густой снег. А как меня очаровала история Дейка, умного пса, снявшегося в фильме про Мухтара; если же вернуться к цирковой части воспоминаний, то как интересно было узнавать людей, с которыми работал или был знаком Никулин, как замечательно переданы их характеры. Такие истории подобраны, что в одном поступке человек выражает всю свою суть. К "калейдоскопу из баек" следует ещё добавить "портретную галерею", так определение книги станет точнее.
Эмоционально всё это очень цепляет, и ты смеёшься, умиляешься, запоминаешь самое занятное, чтобы потом кому-нибудь рассказать. А вот в начале этого отклика почему-то не было; когда я читала про годы войны, мне казалось, что и сам Никулин хочет поскорее проскочить эту часть своей биографии, пролистать самое тяжёлое время, раз уж нельзя совсем о нём не упоминать. Именно такое впечатление сложилось, и было тягостно, и как-то... казённо, что ли, не знаю. Потом, уже ближе к концу воспоминаний, был ещё один скучный эпизод, к счастью, небольшой - тот, в котором Никулин раздаёт похвалы нынешним работникам своего цирка. Похвалы щедрые и наверняка заслуженные, но читать их неинтересно.
Воспоминания о цирке наполнены такой любовью, что невольно ею заражаешься - хотя я-то в цирке не была уже много лет и как-то не рвусь побывать... а вот после этой книги захотелось. Только когда речь заходит о цирковых животных, становится очень грустно. Вот Никулин пишет о медведях - что через несколько лет работы на манеже они слепнут и больше работать не могут. Он не уточняет, куда они потом деваются, слепые мишки, здоровье которых испорчено ради развлечения людей. Зато упоминает медведя, умершего во время репетиции от нервного потрясения. От стресса. От страха.
Хотелось бы мне написать, что король дрессировщиков с любовью и нежностью относился к своим питомцам. Но если бы он относился к своим медведям только с нежностью и любовью, то, я это понимаю, он никогда бы не создал своего замечательного аттракциона. Надо преодолевать сопротивление животного, ломать его волю и во что бы то ни стало заставлять выполнять тот или иной трюк.Стоит оно того? Я так не думаю.
Не буду зацикливаться на этой мрачной теме, просто скажу, что читать про кино мне было интереснее. К тому же работу клоуна словами пересказать трудно, иногда автор описывает какую-нибудь репризу, а ты сидишь и думаешь: что тут смешного-то? А ведь люди в цирке смеялись, и наверняка это и впрямь было очень весело, просто слов недостаточно для изображения особенной цирковой атмосферы, уморительной мимики клоуна и его блестящей пантомимы.Наверное, в этом сила и слабость любых мемуаров - это всегда частная жизнь, загораживающая собой исторические события, какой бы великий и известный человек не взялся их писать. Из мемуаров можно выудить много интересных деталей, а вот сформировать полную картину очень трудно, даже если забыть о субъективности и всё принять за истину. А Никулин в своих воспоминаниях ещё и самого себя загородил бесконечными байками о других людях. Это похвально, смотреть не внутрь себя, а на мир, и личность этого замечательного человека всё равно в какой-то мере тебе открывается, тем более что чувствуешь - он не врёт и не приукрашивает. О своих неудачах рассказывает так же открыто, как и об успехах, вообще производит впечатление человека, которому нечего скрывать. Мне даже показалось, что он слишком скромный, потому что, читая его мемуары, можно подумать, что он был каким-то средненьким клоуном, с бедным репертуаром, которого никто почти и не знает, а потом стал таким же малоизвестным актёром кино, меркнущим по сравнению с теми удивительными людьми, о которых рассказывает... Поди увяжи эту скромность с собственными представлениями о Юрии Никулине!
Резюмируя: очень хорошее впечатление, лишь слегка подпорченное "провисающим" началом. Если параллельно с чтением последних глав пересматривать старые фильмы (как это делала я), ощущения волшебные.
2290