Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Last Seen in Massilia

Стивен Сэйлор

  • Аватар пользователя
    -Nell-15 ноября 2025 г.

    Когда история ломает судьбы, а волны смывают все следы…

    Действие романа происходит в 49 году до н. э., когда гражданская война между Юлием Цезарем и Гне́ем Помпеем охватила уже практически весь римский мир. Автор
    переносит действие уже за пределы Рима, расширяет географию конфликта и его культурный контекст, показывая что эпоха перемен охватила уже всё Средиземноморье.
    Гордиан «Искатель» получает анонимное сообщение о том, что его приемный сын Метон погиб в Массилии (современный Марсель). Массилия — греческая колония на побережье Южной Галлии, формально независимый город-государство,но втянутый в противостояние между Цезарем и Помпеем. Цезарь, преследуя Помпея, направил свои легионы к Массилии, которая издревле являясь союзником Рима, как оказалось очень неосмотрительно и опрометчиво, приняла сторону и поддержала Помпея и закрыла ворота перед армией Цезаря. Город был осаждён, подвергался жестоким морским атакам, но стены города-крепости оставались неприступными и Цезарь оставил операцию своим легатам, а сам двинулся в Испанию уничтожать верные Помпею легионы. После длительной и изнурительной осады Массилия, как и ожидалось, капитулировала, но Цезарь сохранил ей формальную автономию — уникальный жест милосердия.
    А пока город-государство еще находится в осаде и полной блокаде, доведенное до отчаяния голодом и страхом население находится на пределе своих физических и эмоциональных сил и создается ощущение, что все против всех. В этих чрезвычайных условиях такие понятия как выбор, предательство, верность становятся мутными и размытыми и практически неактуальными, некое подобие пира во время чумы.
    По слухам именно в Массилии видели сына Гордиана Метона в последний раз после того, как он якобы предал Цезаря. Гордиан, вместе со своим зятем Давусом просто обязаны проникнуть в осажденный город, чтобы узнать о судьбе Метона. Они проникают в город через туннель, оказываются в водной ловушке и чудом выживают. Благодаря совершено неожиданной и необъяснимой милости богов, перед этим уничтоживших передовой отряд саперов, к которым столь поспешно и необдуманно присоединились Гордиан и Давус, они смогли проскользнуть в город -фантом, в котором все гиперболизировано и символично.
    Возможно автор хотел подчеркнуть, что Гордиан и Давус, пробираясь в осаждённый город через водный туннель, фактически проходят символическое крещение — очищение и духовное перерождение через воду и тьму. Не зря ведь во многих культурах тьма, которая окутала их в туннеле — это воплощение неведения, сомнения и страха, а вода — это вечный символ жизни и смерти. Да, они почти гибнут, но выходят на свет готовыми встретить правду, сколь бы страшной и жестокой она ни была. Они пересекают границу между безопасным, обыденным и таким знакомым миром и царством хаоса, где законы уже не действуют, а привычные ориентиры и ценности рушатся под гнетом неизвестности и неизбежности.
    В этом почти нереальном городе они встречает Иеронимуса, выбранного жрецами в качестве «козла отпущения» и назначенного на роль очистительной жертвы, и который должен добровольно принять смерть, сбросив себя с так называемой Жертвенной скалы, чтобы умиротворить богов и принести облегчение страдающему городу. По традиции он живёт некоторое время до окончательного решения жрецов как король, в роскоши, среди вина и женщин, а потом добровольно идёт на смерть. И это, возможно, очень правдоподобное воплощение и отражение римского мира, где внешнее и зачастую показное великолепие прикрывает страх и обречённость и отражает по свидетельству самого автора древнее верование об очищении общества от коллективной вины посредством жертвования индивида во благо и во спасение всех более удачливых грешников.
    Постепенно ритуал, изначально призванный спасти человеческие души, становится символом бессмысленного насилия, как и вся война. Среди всего это сюрреализма Гордиан и Иеронимус, возможно, станут свидетелями гибели мира. Но кто виновен в этой страшной катастрофе, постигшей город — правители, народ, бог? Хотя сам ритуал, как пишет автор в послесловии, является вымыслом или художественным обобщением древних культур, он очень органично на мой взгляд вписывается в культурный ландшафт описываемой эпохи.
    Найдя защиту и приют в доме Иеронимуса, Гордиан становится свидетелем того, что выглядит как убийство: женщина в плаще падает с Жертвенной скалы; возможно, ей помогает человек, одетый в доспехи массилианского гарнизона. Правитель Массилии, Аполлонид, обещает провести расследование, но когда галльский купец по имени Араузион считает, что это его дочь, Риндель, была женщиной в плаще, которая упала с неприступного утеса, Гордиан, сам до крайности встревоженный судьбой пропавшего сына и чувствуя жалость и сочувствие к отцу, также потерявшему ребенка, начинает свое собственное расследование.
    Итак, было ли это самоубийством, несчастным случаем или убийством?
    Женщина падает со скалы в море — по мнению некоторых это явное самоубийство. Но лишь наблюдательный и опытный Гордиан замечает детали, указывающие на проявление возможных элементов насилия в ходе этого экстремального события.
    Этот эпизод становится ядром детективной линии романа.
    Жертвенная скала становится сценой мистического и почти сакрального театра абсурда, где гиперболически соединяются античная трагедия и криминальная интрига, где личная драма мертвой хваткой переплетается с религиозным ритуалом и политической символикой.
    Тем временем Гордиан продолжает собирать информацию и искать следы и своего бесследно исчезнувшего сына. Был ли он на самом деле предателем, действовал ли как двойной агент? Возможно Метон жив и играет в какую-то тайную и коварную игру по велению Цезаря? Или он был разоблачен и погиб, пытаясь бежать от приспешников Помпея в Массилии?
    Проходя через все испытания и обуревающие его сомнения и страхи, достигший весьма почтенного возраста Гордиан, представлен нам на пике усталости, переживая самый настоящий кризис веры и сталкиваясь с изменением себя и мира. Эта добавляет его образу необыкновенное эмоциональное напряжение.
    В конце концов Гордиан узнаёт правду о сыне: Метон действительно был двойным агентом, служившим и Цезарю, и Помпею, и сам попал в жернова истории.
    Перед лицом ужасной и безжалостной правды потрясенный Гордиан окончательно и с горечью осознает, что в мире войны нет невиновных и нет победителей и побежденных и все, как один, абсолютные жертвы. Он понимает, что есть предел человеческой морали, верности, чести, этическим и духовным ценностям. Отныне его путь и цель — не спасение сына, а принятие и примирение с потерей и неизбежностью. По Сэйлору судьба Метона — это возможное отражение рушащейся судьбы Римской республики, смерть старого Рима и Гордиан становится свидетелем конца эпохи.
    Поэтому финал романа оставляет ощущение некоего трагического понимания и странного, но всепоглощающего умиротворения. Гордиан не спасает сына, не предотвращает гибель других людей, но обретает некое сакральное знание — как в древних греческих трагедиях, он видит смысл и утешение в страдании. Поверженная Массилия приносит себя в жертву, но очищается через это страдание. Гордиан выходит живым из всех катаклизмов, но стареет душой: его эпоха закончилась.
    Как и во всех своих книгах Сэйлор представляет читателю яркую и незабываемую картину как древнего города, медленно разрушаемого осадой и блокадой, царящую в нем атмосферу упадка и угрозы, охватившее всех чувство и ощущение отчаяния, так и некогда великой империи, раздираемой смертельными междоусобными конфликтами. Мы узнаем много любопытного о политике поздней республики, античной инженерии и особенностях провинциальной жизни.
    Факты античной истории переплетаются с вымыслом. Автор использует реальные источники: труды Аристотеля, Цицерона, Страбона, Плутарха, Диона Кассия , Витрувия, поэта Лукиана, а для описания подробностей осады он использовал «Гражданскую войну» Цезаря.
    Автор знакомит нас с очень любопытными деталями повседневной жизни Массилии - особенностями управления, ее отношения с Римом, ее древними традициями и обычаями. Особенно интересно описание непривычного нам органа
    Тимухи — исполнительного комитета, так называемого Совета Шестисот, возглавляемого тремя избираемыми председателями. Чтобы быть избранными в кандидаты на этот пост, члены комитета должны доказать, что они являются массилийцами в третьем поколении или отцами детей-массилийцев. На этих требованиях и закручена интрига романа.
    Книга представляет собой очень удачную комбинацию жанров: исторический роман, детектив и политический триллер. Даже если детективный сюжет уступает по напряжению и значению, он всё равно интересен и очень удачно и органично вплетён в общий контекст.
    В итоге расследование Гордиана раскрывает не только убийство, но и политические интриги, обнажает и подчеркивает моральные дилеммы, трагедию семьи и тяжесть предательства.
    Автор намеренно смещает акценты: это не столько военный эпизод, сколько грустная и печальная притча о разложении идеалов Республики. Он представляет осаду города как модель морального распада, превращая исторический детектив в философскую пост-римскую трагедию, где каждое событие — метафора конца уходящего в небытие старого мира.
    Автор создал очень атмосферный роман, сочетающий историческую достоверность и напряженную эмоциональную составляющую.
    И читатель всё время ощущает, что прошлое прямо-таки оживает на страницах книги, что он находится среди людей, которые жили более 2000 лет назад, и одновременно, что проблемы, вопросы и ситуации, с которыми они сталкиваются, не теряют своей актуальности и злободневности и в наше время.

    10
    85