Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Крысиный король

Чайна Мьевилль

  • Аватар пользователя
    WillDiaborne14 ноября 2025 г.

    Вокзал Потерянной Крысы

    Я не читал Нила Геймана. Поэтому не спрашивайте как у меня работают ассоциации, но.. Но дебютный роман британца со странным именем напоминает мне более грязную версию Геймана. Более грязную и более ‘панкушную’ что ли.


    Да, книга источает нечистоты и вонь. Герои постоянно пребывают по колено во всяких неприятно пахнущих вещах, а когда не пребывают, то просто очень и очень дурно пахнут. Честно говоря, из-за этого даже было немного дискомфортно читать книгу: каждостраничные описания вони и нечистот не то чтобы прям настраивали на позитивный лад. Но было интересно, чем же закончится история поэтому приходилось затыкать нос и придираться сквозь канализационное амбрэ.


    Слог автора тоже та часть книги, через которую приходилось продираться. По крайней мере по началу. Очень уж он показался мне рваным, эти постоянные обрывочные фразы сильно сбивали с толку. Со временем, конечно, привыкаешь, но поначалу было немного непривычно.


    Сама же история представляет собой вольную интерпретацию легенды о гамельнском дудочнике. Ну вы помните (?) эту сказку: город Гамельн, наводнение крыс, неожиданный путник с дудочкой, избавительная от грызунов мелодия, жадность жителей и неминуемая за эту жадность расплата. Так вот, здесь вольное изложение, но с переносом в современный (на время написания) Лондон. Намешано в книге много чего по итогу: старая немецкая легенда, городское фэнтези, ужасы и детектив. Правда, последнему уделено меньше внимания, чем хотелось бы. К сожалению.


    В целом, в дебюте угадываются черты следующей работы Мьевиля: иногда мне даже начинало казаться, что Крысиный Король - это своеобразный прототип Вокзала Потерянных Снов. Не сюжетом, нет, а общей стилистикой и атмосферой что ли. Будто в Короле британец только нащупывал подход к созданию своих фантасмагорических миров, а уж в Вокзале развернулся на полную (что вылилось и в вдвое больший объём книги в том числе).


    Что не понравилось. Немного затянутая подготовка к финальной конфронтации и сильный упор на музыкальную составляющую истории. Я не большой фанат (читай, совсем не) музыки, которую в тексте называют ‘джангл’ (как я понял, это современный drum’n’bass) и поэтому мне было откровенно не интересно читать все эти описания процесса создания музыкального трека. Правда, стоит отметить, что жанр музыки выбран не случайно и ему действительно есть сюжетное обоснование, но мне лично от этого как-то не легче.


    В итоге крепкий середнячок небольшого объёма, который может доставить удовольствие, если получится продраться сквозь зловонные описания.


    6 паутьков из 10 клысок.









    10
    42