Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Circe

Madeline Miller

  • Аватар пользователя
    donkoboza14 ноября 2025 г.
    Next time you're going to defy the gods, do it for a better reason.

    "Цирцея" очевидно задумывалась как феминистская ревизия классических греческих мифов, а получилось все ровно наоборот - это история о внутренней мизогинии, о том, что женщина женщине волк. Абсолютно все взаимодействия Цирцеи с другими женскими персонажами оборачиваются склоками, интригами, ревностью или насилием: ее ненавидят мать и сестра; она из ревности обезображивает нимфу Сциллу; когда на ее остров одна за другой пребывают в ссылку молодые девушки, она приказывает им скрыться с глаз долой. Единственные более-менее приемлемые отношения Цирцеи с представительницами своего пола складываются у нее с Пенелопой, женой Одиссея, но и здесь все усилия для этого прилагает именно Пенелопа, тогда как внутренний монолог главной героини обнаруживает лишь желание поймать врасплох, задеть, ранить. Наличие женского протагониста не делает произведение феминистическим, однако значительная часть репутации "Цирцеи" строится именно на промоушене "женского взгляда" на греческую мифологию. Крайне ироничным образом женский взгляд Миллер мало чем отличается от традиционного мужского.

    Сам выбор именно Цирцеи для переосмысления места женщины в греческой мифологии сложно объяснить, так как в ее истории мало поворотных моментов, и на большинство из них Цирцея реагирует весьма пассивно. Что должна знаменовать собой ее история? Менталитет жертвы? Нелюдимость, порожденную вечной ссылкой? Если хочется сделать феминистскую ревизию, почему не взять Геру как пример истории женщины при власти, но без личного счастья? Или Афину/Артемиду как пример женщины в "мужской профессии"? На худой конец, почему не взять ту же самую Пенелопу, которая и мужа-героя видела насквозь, и сама управляла островом, и в целом прошла путь от романтических иллюзий до трезвого взгляда на жизнь? В Цирцее нет повествовательного потенциала для протагонистки.

    Пожалуй, самый интересный аспект романа - это переплетения разных мифов, так как Цирцея прямо или косвенно связана с большим количеством историй: будучи ребенком, она пыталась помочь Прометею; присутствовала при рождении Минотавра; лично знала Дедала и Икара; помогла племяннице Медее и Ясону сбежать от гнева ее брата Ээта; родила от Одиссея. В какой-то момент чтение превращается в поиск мифологических пасхальных яиц - настолько много здесь отсылок - однако даже они не в силах заполнить обескураживающую пустоту главной героини.

    24
    338