Рецензия на книгу
Финансист. Титан. Стоик
Теодор Драйзер, Теодор Дразер
Аноним14 ноября 2025 г.Богатство - это судьба
Теодор Драйзер - писатель со своеобразной судьбой и популярностью в нашей стране. На текущий момент он, безусловно, незаслуженно забыт и далеко не так известен, как должен бы. В то время как в период советского союза Драйзер был, вероятно, самым печатаемым зарубежным автором, с тиражами которого мог соперничать только Джек Лондон.
Причина, в первую очередь, в его строгой идеологической позиции и непримиримой критике капитализма. Драйзер - один из самых яростных, проницательных, умных и последовательных развенчателей культа богаства, успеха и общественного признания в эпоху развитого капитала. Его “препарирование” хирургически точно, идеально выверено и бескомпромиссно объективно. Стоит отметить, что это не автор-теоретик, а человек, испытавший все прелести и ужасы капиталистического мира на своей коже. Он жил в крайней нищете, имел дело с самыми влиятельными людьми своего времени, претерпевал гонения со стороны антикоммунистов, милитаристов и самых разнообразных политических партий. Немногие авторы своего времени смогли также глубоко заглянуть в бездну капиталистического производства, причем сделать это “вживую”. Но стоит задаться вопросом - насколько Драйзер гениален не в качестве корреспондента и репортера своего времени, а в роли певца “вечности”, сумевшего приподняться над сиюминутностью и показать своему читателю космическую “беспредельность” существования в целом. На этот вопрос и помогает ответить его труд, именуемый “Трилогией желания”.
Три романа “Финансист”, “Титан” и “Стоик”, объединенные общей темой и собранные под одной обложкой - безусловно, главное “опус магнум” Драйзера, над которым он работал до последних дней своей жизни. Всего же за творческую карьеру им было написано восемь романов, но три из них он посвятил именно жизни своего главного героя - идейного капилиста и “человека нового времени” Фрэнка Алджерона Каупервуда. Именно этот персонаж является осью и неким собирательным образом, вокруг которого вращаются все остальные события. Сформировался ли Каупервуд под влиянием среды или он сам формировал среду вокруг себя - вопрос остающийся открытым. Но неоспорим тот факт, что Драйзер в образе Каупервуда хотел изобразить как бы идеал чистой капиталистической "субъектности" во всех ее гранях и проявлениях, все его мысли, желания, решительность, смелость, ум, обаяние. На сегодняшний день немногие задаются вопросом - а кто же он, “герой нашего времени”, истинный бизнесмен, взявший в свои руки бразды правления миром, решающий судьбы миллионов людей одной своей мыслью. Что им руководит? Добро или зло? Бог или Дьявол?
Каупервуд - человек, в каком-то смысле, безусловно, превышающий обычные человеческие границы. Его отдельные качества - проницательность, бескомпромиссность, хитрость выходят за рамки привычного, но в своей сущности, это, безусловно, все то же страдающее божественное создание со своими желаниями, слабостями и пороками. То, как он живет, через какую призму видит мир и людей - все это было чем-то уникальным, практически невероятным на момент написания романов, но, увы, сегодня это уже стало нормой и самой обычной практикой. Читая книгу, ловишь себя на мысли, что идеология Каупервуда стала безраздельно господствующей для всех социальных страт и экономических классов - от самых бедных пролетариев до абсолютных властелинов. Удивительно, с какой охотой люди приняли ее в себя и насадили в любую сферу своей жизнедеятельности - от простого общения на улице до святая святых - семейного очага. В чем же заключается суть этой новой идеологии?
Правильнее всего было бы назвать Каупервуда по наименованию другого известного персонажа из-под авторства Роберта Музиля - “Человеком без свойств”. Современный человек похож скорее на зеркало или стекло, которое пропускает через себя все, что попадает в пустую полость его субъективности. В первую очередь, это, конечно, биологические желания - жажда власти, близости, богатства, славы и так далее. Под эти критерии уже подстраиваются все остальные моральные и нравственные качества - человек становится максимально удобен, практичен, ценен, интересен, ярок, хитер. Во-вторых, он является словно медиатором проходящих через него потоков, это могут быть как потоки информации, так и финансовые или эмоциональные. Но, одна отличительная особенность - в современном человеке ничего не остается и не задерживается. Достаточно просто посмотреть вокруг, чтобы понять - пришло царство “полого изнутри человека”, “человека без свойств”. В этом отношении Каупервуд выглядит даже несколько консервативно - в нем еще остаются зачатки какой-то субъективности из девятнадцатого века - такие как гордость, жалость или самосознание.
Вторым гениальным ходом Драйзера является описание окружающей Каупервуда среды, и, в целом протекающих бизнес-процессов. Во-первых, отметим, что они документально точны и подтверждаются историческими справками. Ты будто наблюдаешь в сжатом виде процесс формирования и развития “Капитала” по Марксу, происходящий на твоих глазах. Драйзер потрясающе показывает как денежные массы банков, государств и промышленности сращиваются между собой, создавая огромный купол под гнетом которого словно укрывается все простое население. Люди, которые руководят этими движениями” - всего лишь пешки, ведь по факту, именно эти процессы руководят людьми, а не наоборот. Капитал становится некоторого рода теневой “мировой волей” Гегеля, которая просто раскрывается во внешнем мире через своих “владельцев”. В этом отношении фигура Каупервуда приобретает почти мифические черты, ведь он становится “героем”, который подобен Гераклу - смелому, сильному, умному и отважному сыну своего времени, сумевшему пройти все испытания и стать в этой игре абсолютным победителем. Но нужна ли ему эта победа и является ли это победой или поражением? Все эти вопросы Драйзер предлагает решить читателю самостоятельно.
Стоит еще отдельно отметить мастерство автора, который показывает свое навыки не только в сухой, чисто документальной прозе, но и в качестве романиста. Книга зачастую напоминает американские горки - из жанра исторической документальности, в которой описываются те или иные капиталистические махинации мы резко перемещаемся в область почти экзистенциального романа конца девятнадцатого века. Драйзер удивительно точно удается показать мир внутренних желаний Каупервуда и его сокровенные слабости, тоску по идеалу, красоте и любви, в которой он наконец-то мог бы стать не господином, а подчиненным, полностью отдаться этому могучему течению. Это магическое, иррациональное желание, вечный поиск без конца и цели - играет роковую роль в повествовании. Можно сказать, что именно эта сокровенная стихийность, тайная шопенгауэровская воля, с одной стороны двигала героя к новому развитию и обогащению, но, с другой стороны и разрушала все же, им созданное. Именно ей уделено столько же внимания в книгах, как и самому основному сюжету. И в этом смысле Драйзер, безусловно вышел за рамки простого историка или письмоводителя - это уже настоящий трагик мирового масштаба, сумевший показать насколько человеческая субъективность ничтожна в мировом океане стихийных сил. Человек может противопоставить всю свою энергию этому миру, но он практически ничего не может сделать сам с собой. И даже самые великие титаны духа, такие как Фрэнк Каупервуд, в конечном счете падают жертвами этого непознаваемого и неведомого демиурга.
8110