Рецензия на книгу
У медуз нет ушей
Адель Розенфельд
Аноним14 ноября 2025 г.Глядя на него я думала, что умение жить — это врождённое. (с)
Как это часто бывает, книги «Подписных изданий» меня тревожат и влекут, потому пройти мимо каждой очередной становится невыносимой пыткой. Избежать «У медуз нет ушей» Адель Розенфельд я тоже не сумел: французская писательница своим дебютным романом покорила не только читателей своей страны, но и издателей многих других, добравшись до России.
«У медуз нет ушей» — это история девушки-отшельницы Луизы, в силу своего врождённого дефекта (тугоухости) привыкшая быть вне социальных групп и тем самым, кажется, культивирующая собственную инклюзивность. Главный конфликт текста строится вокруг периода жизни героини, когда она окончательно теряет слух, и доктора предлагают ей установить ушной имплант, который позволит ей нормально функционировать в обществе. Чудесное решение? Как бы не так, ведь это перечёркивает всё то, к чему Луиза уже привыкла. Не умея быть нормальной, стать ею довольно сложно.
Розенфельд очень умело играет не только с чувственной стороной личности своей героини, но и выстраивает социальные конструкты вокруг неё, всё то, что остаётся невидимым для здоровых людей, пока они лично не сталкиваются с инвалидами. Помимо точного отображения бесконечных внутренних диалогов Луизы, поданных от первого лица, где читатель погружается в мир слабослышащего, воспринимает действительность её глазами и ушами, тут и невероятные живые истории социализации, трудоустройства, личных отношений. Такой полноценный рассказ о жизни инвалида буквально даёт ощутить не только, как тяжело быть другим, но и как с этим справляться.
Не обошлось во французском романе и без магреализма. Шаг за шагом писательница разбрасывает в тексте персонажей, которые поначалу кажутся неясными образами или фантомами, а позже превращаются скорее в частички сложной личности главной героини, намекающие то ли на её эмоциональную нестабильность, то ли наоборот на автономность её как индивида, который в собственной инаковости создал наполненный друзьями и близкими мир. Все эти краски вместе делают «У медуз нет ушей» хорошей заявкой от современной французской литературы, которая продолжает исследовать телесность, даже в таких, нестандартных формах.
P.S.: Кстати роман очень сильно напомнил о «Мурене» Валентины Гоби: не только сравнением героя-инвалида с представителем водных обитателей, но и нежностью, с которой авторы показывают путь перерождения своих непростых героев.
21242