Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нью-йоркская трилогия

Пол Остер

  • Аватар пользователя
    Аноним15 октября 2015 г.

    Вот так книга! Очень необычный стиль и структура у этого произведения Остера. Более того, нелегко даже определить жанр трилогии. Детектив, уверенно скажите Вы? Да, безусловно, расследование есть в каждой истории, но оно здесь не главное. Нью-йоркская трилогия – драма об одиночестве, о поиске человеком своего места в нашем мире. Пожалуй, нужно сказать по несколько слов о каждой истории.

    Стеклянный город. О нем лучше всего поведают слова переводчика, которые мы находим в конце книги:


    Стеклянный город» Пола Остера дает пищу для размышлений не только критику и литературоведу, но и лингвисту, психологу, психиатру, возможно даже, философу.
    С самого начала, с названия, читатель попадает в стихию нескончаемых литературных аллюзий (Священное Писание, Сервантес, Мильтон, Дефо, Мелвилл, Эдгар По, Льюис Кэрролл), постоянной, иногда даже несколько навязчивой словесной игры.

    Главный парадокс «Стеклянного города» в том, что произведение, которое строится на изрядно литературно устаревшем «обнажении приема», на многочисленных штампах триллера («и тут он оцепенел», «случилось нечто сверхъестественное», «его удивлению не было предела»), принадлежит к разряду вовсе не развлекательных. «Стеклянный город» – это книга о раздвоении, даже растроении, расчетверении личности, – отличительный признак шизофрении, отметил бы психиатр. Игровое, пародийное начало в повести Остера постоянно дает о себе знать – а между тем урок ее серьезен, в фабулу детективного романа он, конечно же, не укладывается. Остер (вслед за Кафкой, Ионеско, Чаплиной, Беккетом, еще многими) исследует тему распада, нивелировки человеческой личности, затерявшейся в гигантском современном мегаполисе, «море стеклянном». «Что происходит с человеком, когда он перестает относиться к себе как к реально существующему лицу?» – задается столь актуальным для самого себя вопросом Квинн. Герой Остера живет в этом мире словно бы опосредованно; его многоликость, неотличимость от тех, с кем он себя отождествляет, за кого прячется (Уильям Уилсон, Макс Уорк, Пол Остер), ведет в конечном счете не только к потере социального статуса, квартиры, банковского счета, но и к потере лица – и в прямом смысле слова тоже: вспомним сцену на улице перед зеркалом, когда Квинн не узнает сам себя.
    Следствие подобной мимикрии – постепенное растворение, исчезновение, смерть при жизни.


    Призраки. Вот эта история вообще ничем не зацепила. Ни сюжетом, ни персонажами, ни атмосферой. Язык вообще кошмарный. Разве что по-дурацки забавные цветные имена героев запомнились. Из-за провальной средины повествования я и снизил оценку на ползвезды.

    Запертая комната. Вот это настоящий шедевр, потрясающее завершение произведения! Вообще я не любитель малой формы, но в этой истории, занимающей чуть больше трехсот ридерских страниц, произошло столько всего, будто я прочел полноценный роман стандартного объёма! Великолепный язык, яркие персонажи, потрясающая атмосфера, смешение жанров триллера, драмы, мистики и детектива, конечно. Постоянно нарастает напряжение, интрига выдерживается до самого конца, финал предсказать невозможно, на мой взгляд! Браво Остеру! Запертая комната также связывает воедино все 3 истории, показывает читателю, что сюжеты не такие уж разные, как может показаться при поверхностном рассмотрении. А какой мощный психологизм пронизывает Запертую комнату! Как виртуозно показаны метаморфозы личности гения! Как шикарно опровергнута хрестоматийная фраза о несовместимости гения и злодейства! Отлично проиллюстрирована не менее знаменитая истина о короткой дистанции между любовью и ненавистью.

    Вообще я восхищен Остером за его умение быть таким разным в одной книге. Обычно я недолюбливаю постмодерн за его бессвязность, а иногда и просто бредовость. Да, бред был и здесь, но он какой-то очаровательный, знаете! Истории заставляют мозгами шевелить, а это главное! Да и общая мозаика повествования относительно четко складывается в конце.

    Итак, выводы: Нью-йоркская трилогия – одна из самых необычных книг года для меня. Однако советовать её я никому не рискну. Вернее, так. Если вы ждете классического детектива с закрученным сюжетом, с гениальным сыщиком во главе, с шокирующим финалом, который всё расставит по местам, не оставив никаких вопросов к автору, то лучше не читайте эту вещь. В произведении будет масса белых пятен, после прочтения последних строк вы рискуете спросить себя: а что это вообще было?

    Однако, на мой взгляд, у таких историй есть 1 большой плюс. Читатель должен сделать выбор сам, и каждый из вариантов в чем-то окажется верным, ведь никто из нас достоверно не может ответить на булгаковский вопрос: Что есть истина?

    8,5/10

    8
    743