Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ученик убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    ComStats13 ноября 2025 г.

    Как все начиналось!

    Никогда раньше не слышал об авторе — отложил книгу, чтобы послушать её в поезде. Начало было интригующим и врезалось в память. Пишу рецензию, прочитав весь цикл (9 книг) о судьбе главного героя Фитца, потому что, забегая вперёд, книга захватила, и каждый раз после прослушивания очередного тома хотелось поскорее найти следующую, чтобы узнать о дальнейшей судьбе героев.

    Маленького мальчика ведёт старик, чтобы отдать его на воспитание в замок в Мунсее (тогда это название не запомнилось, но позже это место сыграет важную роль в трилогии). Мальчик — бастард принца Шести герцогств Чивэла из династии Видящих и ничего не помнит о своей жизни до этого момента. Язык хороший, у писательницы явно есть талант — сцена живо рисуется в воображении. Его высокородный отец отсутствует, мальчика встречает брат Чивэла, принц Верити, и сразу признаёт в нём сына Чивэла, так как сходство налицо. Он передаёт его на попечение человека Чивэла — конюха Баррича, хотя поначалу непонятно, кто он такой. Всё повествование ведётся от первого лица героя. Так мы знакомимся с главными персонажами этой трилогии. Баррич заменит Фитцу отца, Верити станет его принцем и наставником в Силе — магии Видящих.

    Далее рассказывается о взрослении мальчика в королевской резиденции — Оленьем замке. Отца он никогда не увидит, и эта линия так толком и не раскроется — как, впрочем, и тема его матери, а жаль. Поначалу всё читается как повесть о детстве, но вскоре у героя проявляются необычные способности — он понимает животных. От Баррича мы узнаём, что это так называемый Дар, и что пользоваться им постыдно и запрещено, хотя почему — в этой книге не объясняется. Так как повествование ведётся от лица Фитца, для него связь с животными — наоборот, почти единственная отдушина в его тяжёлой и одинокой жизни бастарда в замке. Вообще, в этом и следующих томах его почти всегда так и называют — Бастард. Тема Дара раскроется в последующих книгах трилогии и достигнет кульминации в последней части.

    Постепенно появляются и другие ключевые персонажи трилогии и цикла: король Шрюд, антагонист принц Регал, будущая великая любовь героя — Молли, его учитель в ремесле убийцы Чейд, жена отца и мачеха Фитца — Пэйшенс, и, пожалуй, следующий по значимости после Фитца герой — Шут. В этой части он кажется второстепенным персонажем, но впоследствии это окажется не так. Всё, что связано с ним, даже в первой книге, важно: многие другие «ружья» так и не выстрелят, но детали и диалоги с Шутом раскрываются более полно в следующих книгах. Даже его песенка про «Фитц сало припас...» получит объяснение в последней книге.

    В книге почти нет драйва до самого конца, когда события начинают развиваться с калейдоскопической быстротой, а герой оказывается на грани смерти, но остаётся верен своему королю. Это, пожалуй, центральный мотив первой книги — верность династии Видящих. Герой сомневается, ошибается, он не идеален, но у него есть стержень. Несмотря на большой объём, книгу хочется слушать дальше, потому что не знаешь, что выкинет писательница, каким будет исход, в чём смысл всех этих интриг и событий. Ведь всю информацию мы узнаём от Фитца, а он не самый догадливый персонаж. Как говорится: «Фитц предполагает, а Эда и Эль располагают», — и почти всегда всё оборачивается не так, как он думал. Вообще, это коронный приём Хобб — в этом она мастер. Фитц всё время планирует, делает приготовления, но тут бац — оказывается, у злодеев был «рояль в кустах», и всё головокружительно переворачивается с ног на голову.

    Что особенно цепляет в книге — это постоянная несправедливость, сопровождающая героя. Он всё стоически принимает; на него сыплются удары — физические и моральные. Очень часто он оказывается на грани смерти (в этой книге и в других), и ты читаешь дальше, думая: «Неужели всё так и будет? Не может быть, чтобы справедливость не восторжествовала и не воздала по заслугам Фитцу!» Это одна из главных интриг книги. На самом деле то, что с ним происходит, не случайно — в этом есть глубокий смысл, но раскроется он не скоро. Я бы назвал этот цикл эмоциональным фэнтези: автор умеет давить на чувства, и в следующих книгах её мастерство в этом только возрастает.

    Ещё одно достоинство — хорошо и детально прописанный мир. В нём есть ментальная магия (Сила), и эта тема раскроется более полно в следующих трилогиях. Дар — умение понимать и управлять животными — один из главных мотивов данной трилогии. Забегая вперёд, благодаря Дару Фитц буквально встанет из могилы. Появятся и драконы — чем дальше, тем больше. Почти все второстепенные персонажи прописаны детально и запоминаются.

    Есть и недостатки. Лично мне не хватало драйва, драк и экшена. В цикле практически нет битв — всего две: одна во второй, другая в конце третьей книги трилогии. Не все линии, начатые здесь, получают продолжение. По первой книге кажется, что одна из главных тем — это перекованные и их тайна, но постепенно эта тема сходит на нет и так и не получает объяснения. Главная угроза оказывается не армией зомби-подобных, а совсем другой — о которой невозможно догадаться, пока не доберёшься до третьей трилогии. Также не получила развития тема пиратов Красных кораблей: в первой трилогии они — абсолютное зло, а во второй вдруг оказываются вполне нормальными ребятами, у которых царит жесткий матриархат.

    Ещё одна проблема — логика действий главных героев и правящей династии. Перед нами разворачивается практически безнаказанная деятельность шайки Регала и Галена глазами Фитца, но кроме него никто не может ей помешать, да и он сам бессилен. Где тайная служба его Величества? Она состоит из дряхлеющего старика-убийцы и 14-летнего подростка, хотя во всех книгах упоминается разветвлённая шпионская сеть Чейда — но в решающие моменты она ничем помочь не может. Это тоже один из эмоциональных триггеров автора. Однако благодаря её таланту всё читается так, будто иначе и быть не могло: каждый выбор героя и других персонажей имеет своё железобетонное обоснование, которому веришь, несмотря на хромающую логику.

    6
    429