Рецензия на книгу
Сны снежноягодника. 10 мистических историй для холодных вечеров
Тери Аболевич
Аноним12 ноября 2025 г.Начиная читать сборник, думала, что по эффекту края запомнятся первый и последний рассказы. Так и случилось.
Название сборника запомнилось, мелькнуло в игровых подборках.
В сборнике представлены три времени года: не хватает весны. Зато, редко бывает, чтобы зима стала самым весёлым и обнадёживающим временем года. Аннотация спойлерит как раз "зимние" рассказы.
Начала первого рассказа о скрипаче напомнило любой классический святочный рассказ. Только ковид отправил читателя в современность. Удивительно, но этот рассказ совсем не давит на жалость. Не давит из-за своей напористой героини Ани. Второкурсница может и попросить чуда, и выбегать его, выждать, и исправить неправильное чудо.
Многие рассказы связаны с переносом души в предмет или иное место. Из-за этого все летние истории грустны, а про осень я вообще молчу. Авторское лето больше связано не с теплом и каникулами, а с воспоминаниями, расставаниями, памятью и смертью. Чудиков в сборнике тоже хватает. Один такой чудик останется в лете. Финал про того чудика с системой правил и незабудками расплывчат.
Есть в сборнике и полузимний рассказ. Тундровый и морской. Тема душ отправляет нас в осень, да и море у маяка не замёрзло. Зато живые смотритель маяка, шофёр и практикант больше тяготеют к зиме.
Получается, в сборнике зима - пора возрождения и перерождения.
Ленинград в названии одного рассказа насторожил меня, но автор, к счастью, не полез в блокадную тему. Время в рассказе про Пашку и Телю послереволюционное. Разруха, бедность и запустение. Время года точно не зимнее, безысходное, и вода льдом не скована.
Очень редко читаю сборники рассказов, особенно авторские. Слог лёгкий и не вычурный.
Автор умеет кратко развернуть сюжет. Ни один из рассказов не хочется развернуть в роман. Не чувствуется ни торопливости, ни скомканности.
По-моему, заглавие сборника верное. Читая эти рассказы осенью, можно перегрустить, а лето омрачить.3086