Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Александр Первый

Д. С. Мережковский

  • Аватар пользователя
    Аноним12 ноября 2025 г.

    "Мыши «Русскую Правду» едят" (с)

    Необычная книга. Это скорее погружение в мир чувств, мыслей и переживаний без какой-либо динамики, нежели классический исторический роман. Последний год царствования Александра I. Уставший от всего и всех император терзается виной за гибель отца и тяготится своим положением. Декабристы так же вяло плетут свой бесполезный заговор. Придворные строят козни. И так на протяжении почти 600 страниц.
    Если вы знакомы с основными событиями этого периода, то ничего нового для себя не найдете. Книга скорее представляет интерес как масштабное психологическое полотно, где души всей прорвы действующих лиц разбираются по косточкам. Сами герои показаны не только с политической стороны. Мы увидим их в деловой и домашней обстановке, в минуты триумфа и поражения.
    Все имена знакомы, автор старается следовать исторической канве, но произведение художественное и местами он явно симпатизирует декабристам и с презрением относится к царю. (Царство Зверя же ж, как никак). Последний у Мережковского вышел теленок теленком, слабым безвольным ребенком. Но тут стоит учитывать, что сам автор родился спустя всего 40 лет после декабрьского восстания, был крайне вольнодумен и даже приветствовал февральский переворот. Однако что-то пошло не так и уже в 1919 году он пустился в эмиграцию. Так что, революцию мы приветствуем, но это должна быть кого надо революция и какая надо, а какая получилась - не надо. Поэтому и книгу я читала с некоторой долей скептицизма, отмечая предвзятость автора и его нелюбовь к монархии как институту.
    Из всех действующих лиц больше всего зацепил Аракчеев. Фигура одиозная, царский фаворит, но про него я почти ничего не знаю, поэтому следить за ним было интересно. При жизни его или любили или ненавидели. Второе - чаще. Причем ненависть была лютая и, надо сказать, основания для нее имелись. Очень подробно описана жизнь в военных поселениях и годы "аракчеевщины" в России.
    Но если посмотреть шире, то у Мережковского и нет положительных героев. Все со временем начинают вызывать какое-то отвращение и раздражение. А если не начинают, так автор об этом позаботится, наградив каждого должными эпитетами. В общем, сплошная гниль и мука.
    А вот показательный кусочек из разговора наших рЭволюционеров:

    – Нет, Саша, не за тебя я боюсь, а за нас всех. Мечтатели мы, романтики…
    <...>
    Да, хорошо. От угара-то этого когда-нибудь нас всех стошнит – вот чего я боюсь… Правда твоя, что много врем лишнего, болтаем зря. Ну, вот, поболтаем, помечтаем, а как до дела дойдет, – в лужу и сядем. А может, и то правда, что все еще любим царя, верим, что от Бога царь. «Благочестивейшего, самодержавнейшего»… С этим и Крови Господней причащаемся, это и в крови у нас у всех. Куда уйдешь? Сами того не знаем, забыли, а как вспомним, тут-то вот подлецами и окажемся, ослабеем, перетрусим, как малые дети, нюни распустим: «Государь батюшка, красное солнышко!» – и в ножки бух. От всего отречемся, во всем покаемся, все предадим. Унизим великую мысль. И никогда, никогда это нам не простится! Будем и мы по кровавому снегу метаться, прокричит и над нами черт отходную: «Вот тебе, Вася, и репка!»

    Если брать художественную часть, то придраться не к чему. Читатель буквально стоит за спиной у героев и заглядывает им в голову, в мысли, в чувства. Очень здорово описано наводнение. Почти как у Пушкина:


    В это же время с другой стороны подъехал катер генерала Бенкендорфа с пылающим факелом. Красные блески, черные тени упали на Медного Всадника, и как будто ожил он, задвигался. Гранитное подножье залило водою; черная вода, освещенная красным огнем, стала как кровь. И казалось, он скачет по кровавым волнам.

    Читать стоит тем, кто уже знает основную канву исторических событий и знаком с героями и их судьбами, но хочет больше погрузиться в атмосферу, как бы поприсутствовать невидимым свидетелем.

    17
    113