Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гимн

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним14 октября 2015 г.
    «Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения - пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом».
    (Оноре да Бальзак. «Гобсек»)

    Неплохая классическая антиутопия для любителей жанра. Не настолько хорошая, как, скажем, известные творения Хаксли и Оруэлла, но тоже весьма достойная. Особенно в свете того, что написана она была в 1937 году, а первые упоминания об антиутопии, как о литературном жанре, датируются 1952 годом (спасибо, Википедия!).

    «Гимн» представляет собой вариацию на тему критики социалистического строя. Правда критике этой не хватает своеобразного изящества, встречающегося, примером, в «Скотном дворе» того же Оруэлла. Здесь все слишком прямо и грубо. Мир Айн Рэнд очень жесткий, ориентированный на полное подавление даже малейших проявлений индивидуальности. Система, описанная в повести, призвана делать из людей биологических роботов, не имеющих права на эмоции и мысли. Задавать вопросы – нельзя. Говорить с другими людьми без разрешения – нельзя. Даже по улицам ходить без присмотра «грех».

    Все это автоматически ставит под вопрос правдоподобность системы. Если людям запрещено абсолютно все, кроме воли Совета, то что заставляет их повиноваться? Страх? Но ведь одного страха будет мало. В мире Оруэлла помимо страха людьми управляли с помощью контроля над информацией: исторической, политической, новостной и т.д. У Хаксли повиновение обеспечивало полное удовлетворение желаний и потребностей в комплекте с легким «зомбированием» в младенчестве. А здесь? Одна прилюдная казнь за 10-11 лет?

    Что до главного героя, то он не оставил после себя никаких эмоций. Единственное, мне постоянно казалось, что он – Голлум. Я понимаю, что обращение к себе на «мы», как и введение в сюжет Непроизносимого Слова (о значении которого я догадалась на середине книги), призвано подчеркнуть непреклонность системы, но первое время я не могла отделаться от впечатления, что рассказчик – это известный персонаж «Властелина Колец». А вот героиня удивила своей тотальной покорностью мужчине и отсутствием собственных инициатив, за исключением инициативы следовать за главным героем. И вроде бы в контексте всей повести это мелочь, но почему-то запомнилось.

    Итог: Читать советую. В первую очередь – любителям классических антиутопий. Во вторую – тем, кто хочет познакомиться с автором, прежде чем браться за трехтомник «Атлант расправил плечи». Что до всех остальных – то в рамках общего ознакомления с жанром. Тем более что повесть совсем небольшая.

    12
    214