Рецензия на книгу
Море, море
Айрис Мёрдок
Аноним13 октября 2015 г.Когда-то надо было продолжить знакомство с Мердок... чтобы убедиться, что нам уже точно больше не по пути. Печальный опыт первого знакомства с этой писательницей был воистину печальным. Я же не знала, на что подписалась, выбирая для разбора (слава всем вышним силам, что не художественного - подробного анализа этого я бы не пережила) ее "Под сетью". Я читала, я мучилась, я плевалась ядом и трагично закатывала глаза, но все-таки добила произведение, ибо универ-а-значит-надо. И даже тогда, когда итоги прочтения нужно было продемонстрировать, я не могла не высказаться на тему: затянутое повествование, всю дорогу бесящий, инфантильный главный герой, безынтересный сюжет, который никуда в итоге не приводит.
А тут думаю, а вай бы и нот, вдруг вкатит, вдруг понравится, все ж Букеровская премия, все дела... И вот начала я жевать эту "сладкую тянучку". И вуаля еще один инфантильный гг-театрал-актер-автор пьесок. Я обожаю тему театра, когда ее хорошо, реалистично или наоборот приукрашено преподносят, в этой же книге она сводится к "Шекспир это круто, актрисы почти поголовно не умеют играть, актеры пьют". И один главный герой стоит весь такой в белом плаще красивый - "я ушел на покой, хоть меня и ценили, я живу отшельником, хотя мог бы блистать в светском обществе".
Вообще самомнению Чарльза (который собственно гг) можно позавидовать - и готовит он хорошо (завтраки-обеды-ужины, батенька-с, их бесконечные описания), и выглядит прекрасно (даже в бомжеватой одежде и после болезни), и женщины от него без ума, так и норовят пристать со всякими предложениями разной степени пристойности. Женщины - это вообще отдельная тема. При том что душка-Чарльз утверждает, что "не-бабник", он со смаком описывает, сколько дам штабелями припало к его ногам, и скольких он сам осчастливил своим присутствием в их жизнях. Ах да, все это на фоне того, что остальные его друзья-актеры почти всем скопом записаны в геев. И смотрится это в духе: "Это я, скромный альфа-самец к вашим услугам, а это мои голубые друзья, которые иногда натуралы, но вы не обращайте внимания, ведь есть же я". Он даже собственного кузена подозревал в любви к молоденьким и не очень мальчикам.
Покой гг на пользу не идет, он отчаянно скучает без своей театральной жизни, и потому творит всякую ерунду, чтобы как-то отвлечься: начинает вести дневник, пишет письма своим бывшим пассиям, ест-ест-ест, доводит местных жителей своим напыщенным видом. В конце концов, он "невольно" собирает кучку своих знакомых вокруг собственной персоны, страдает на публику из-за того, что не удается его новая прихоть - увести от мужа свою "первую, нежную и трепетную любовь", которая когда-то от него сбежала. Без комментариев. Единственным вменяемым в этом балагане кажется только кузен Чарльза, который по законам современного жанра, наверняка, бы делал фейспалм очень часто. Каждый раз, когда гг приходила бы в голову очередная ге-ни-аль-ная идея.
Итак, что же я получила в итоге этого захватывающего прочтения, выбивающего слезу от постоянных зевков. Язык хорош, хоть и местами "чересчур", мысли, достойные размышлений, встречаются, замечательные описания природы и моря (просто чудесные моменты, которые, скорей всего, и не позволили забросить книгу). На этом, в общем-то, плюсы заканчиваются. Остальное оставляет в недоумении и разочаровании, плоско, неинтересно, притянуто за уши. Преувеличенные страдания главного героя не трогают, как и большая часть его противоречивых рассуждений.
Нет, Айрис Мердок, не в этот раз. То ли я не доросла до ваших книг, то ли их идеи так ко мне никогда и не пробьются.
998