Рецензия на книгу
Карточное королевство
Рабиндранат Тагор
Аноним11 ноября 2025 г.Где же золотая середина?
Это сравнительно ранний рассказ автора, ему был 31 год, когда он его написал. Сюжет описывает кастовое общество, которое автор помещает на отдельно взятом острове, уподобляя некоему карточному королевству с четкой маркировкой принадлежности людей к разным ролям, мастям, кастам, стратам и укладам, жестко с помощью обычаев регулируя их поведение. Автор противопоставляет его остальному миру, где живут, по его убеждению, "обычные свободные люди".
Когда трое из последних из-за кораблекрушения попадают на остров, они вносят смуту в местное кастовое общество, не желая подчиняться заведённым здесь законам и порядкам. Постепенно такой образ мысли действий иностранцев разрушает местные кастовые обычаи. Люди привлекаются свободой и независимостью прибывших пришельцев, желая следовать их примеру.
На мой взгляд Тагор несколько утрирует, противопоставляя кастовое общество некоему "свободному обществу". Но где такого рода свободные общества существовали в мире в конце XIX века, когда создавался этот рассказ? В большинстве стран мира в то время существовали свои сословные иерархии, с разной степенью жёсткости правил сословного поведения. В меньшей степени это было тогда проявлено уже разве что в США и некоторых странах Западной Европы, где тогда активно развивался капитализм. Собственно согласно рассказу на остров прибывает три друга - Принц, сын купца и сын начальника городской стражи. Справедливости ради, они вместе дружат, хоть и относятся к разным сословиям, то есть для них сословные правила поведения не столь строги и их можно им достаточно спокойно и вольно их обходить. Хотя, и согласно сюжетам древнеиндийских пуран, есть различные примеры того как мальчики или юноши заводили дружбу, несмотря на кастовые различия. Например, Кришна, считавшийся кшатрием, дружил в школе своего учителя-гуру с мальчиком-брахманом.
В Индии было немало и других примеров исключений из этих жёстких кастовых законов. В конце рассказа Тагор упоминает проведение обряда сваямвара, где женщина имеет возможность выбрать себе мужа. В тексте рассказа описывается, что одна девушка-принцесса выбрала на таком обряде в качестве мужа того самого, прибывшего издалека на остров, принца-иностранца.
Но ведь обряд сваямвары - также древний индийский обряд, упоминаемый в Рамаяне и Махабхарате. То есть еще в далёком прошлом он соблюдался в древней Индии. Как это было возможно, если кастовый строй казался столь жестким и незыблемым, лишавшим людей любой свободы? Значит и при так называемом кастовом строе в истории Индии была какая-то свобода, пусть порой и более ограниченная, чем в сословных обществах Запада.
Тагора, конечно, можно понять, он был активным противником кастовой системы, имевшей много изъянов. Чтобы оттенить их, он наверное специально ещё больше сгущает краски, стремясь представить эту систему в совершенно невыгодном свете. И во многом с ним можно согласиться. Если не забывать, что краски им сгущены намеренно. И не всегда хорошо, когда общество превращается в абсолютный антипод, где царит свобода, больше похожая на хаос и вседозволенность. Хотелось бы нащупать золотую середину, между жесткой иерархией и несвободой и, с другой стороны, хаосом и полной вакханалией, разрушающей в итоге социум.
Содержит спойлеры84297