Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2025 г.

    «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!»

    Каждый раз при попытке написать рецензию на классику невольно задаёшь себе вопрос: тварь ли я дрожащая или право имею?.. Достаточно ли понял, чтобы не просто для себя усвоить, но и выводы сделать?

    «Преступление и наказание» — не лёгкая прогулка, а путь по улицам Петербурга в полубреду идей, анализа и вечных вопросов. Эту книгу точно не стоит брать для первого знакомства с автором или русской классикой, будучи неготовым столкнуться с трагической реальностью людей, живущих под гнётом нищеты и социальной несправедливости XIX века.

    Каждый персонаж — продукт «среды» и источник множества противоречий, но всех их объединяет одно: бесконечная жалость к Человеку. Фёдор Михайлович с таким мастерством писал своих персонажей, что они воспринимаются как живые, самые настоящие люди, а не герои романа.
    Родион Раскольников — убийца. Он ужасно обходится со своими близкими и приносит им неудобства; втягивает в своё падение безвинную Соню, заставляя страдать от груза знания и сострадания. И всё же — потерянный ребёнок, который так и остался плакать подле лошади, не в силах ни защитить, ни найти оправдание такой участи.
    Соня, милая Соня! Этот персонаж, наверное, самый страшный образ, который только есть в романе. Ребёнок, выросший в нищете и обречённый продавать себя ради семьи становится «грешником» в глазах общества. Виноваты не те, кто покупают Соню, а она сама. И кто же, как не она, жертвующая собой с ранних лет, становится спасителем души убийцы?

    Одной идеей, одним днём Родион перечеркнул прошлую жизнь и обрёк стольких людей на неудобства и горести, но кто был большим злодеем: убийца или «среда», которая его породила? Сонечка, погубившая себя или общество, породившее спрос на её тело?

    Помню, как в первый раз было тяжело читать этот роман, не понимая большинство мыслей и скучая от описаний. В этот раз читалось легко, а ощущения совсем другие: не тяжесть, лишь бесконечная тоска.

    11
    319